Брестская крепость

 
       Когда мне было лет восемь, мой дядя привез из поездки в союзную республику фотоальбом «Брестская крепость», приобретенный им по случаю посещения одноименного мемориала. Фотографии мне не понравились (показались скучными), но две фразы навсегда запали в душу. Первая – это, конечно же, легендарная «Умираю, но не сдаюсь», вторая – «плавился камень, горел металл». Наверное, современной молодежи, развлекающейся в том числе и поездками на джипах к Вечному Огню, этого не понять, но на меня, ребенка из поколения, когда еще чего-то значили открытки «Пионеры-герои», подобные вещи производили неизгладимое впечатление. Тогда мы еще ценили героев.
       
К истории крепости российский кинематограф обращался не единожды и довольно успешно, достаточно вспомнить фильм «Я – русский солдат». Однако, в последнее время российское кино, обращаясь к теме ВОВ, стало давать такие трагические сбои, что новость о выходе фильма «Брестская крепость», снятого совместно с  «Белорусьфильм», восторга в массах не вызвала – многие закономерно посчитали, что осталось еще и тему Бреста изгадить попами-гуманистами, детьми-сволочами,  и сиськами дочерей «светил» отечественной режиссуры, чтобы отворились врата в Ад, и нас туда дружно затянуло. Но итог работы российско-белорусской команды под предводительством Игоря Угольникова (вот это был неожиданный сюрприз, человек мною давно уважаем, но в данной роли я его себе не представлял) и режиссера Александра Котта – впечатляющий, масштабный, грандиозный фильм, легко избежавший политики и сиюминутной коньюктуры, обратившийся вместо этого к вечным ценностям. 

История

        Знакомя зрителей с героями, создатели картины начинают рассказ с 21 июня 1941 года – еще мир, еще танцы, еще есть газировка и пиво в военторге, еще везут в армейский клуб кино с Любовью Орловой. Киномеханик любит продавщицу, а воспитанник музыкального училища Сашка Акимов, глазами которого зрителю предстоит увидеть все последующие события, влюблен в дочь лейтенанта Кижеватова (Андрей Мерзликин), который вечером расскажет своей жене о том, что перебежчики предрекают начало войны утром 22-го, но сам он в это, похоже, не сильно верит. В тот же день комиссар Фомин (Павел Деревянко), пишет своей жене, к которой он не может уехать по причине того, что на вокзале паника и билетов нет, что войны точно не будет. И прямо противоположное мнение имеет прошедший две войны Петр Гаврилов, которого вызывают на «ковер» за «паникерство». Это преамбула – а через несколько часов начавшийся авианалет разделит жизнь этих, и всех остальных людей в крепости на до и после. 

Актеры

        Поначалу, конечно, вздрагиваешь каждый раз, когда в кадре появляется новое лицо, ожидая увидеть Гармаша или вечно бухого Ефремова, без которых, похоже, ни один российский фильм появится на свет не способен, иначе бюджет не подпишут. В данном случае, слава Богу, обошлось. Также «главного фашиста-злодея» (коего здесь просто нет) не исполняет Виктор Вержбицкий – а для многих его отсутствие уже повод пойти в кино. Зато Андрей Мерзликин окончательно вылез из бумера и играет Кижеватова очень хорошо, отыгрывает мельчайшие нюансы и вообще, молодец. У Деревянко, видимо, всю семью продюсеры взяли в заложники – другого объяснения, отчего актер, навеки запятнавший российское кино ролями в «Гитлер капут!», «Счастливом конце» и «На море», здесь играет настолько великолепно, я не нахожу. Прямо даже жалеешь, что его герой занимает не все экранное время. Мальчик Саша в исполнении Алексея Копашова – один из лучших детских образов на войне со времен «Иди и смотри». Остальные актеры, плотно занявшие многочисленные драматические эпизоды, тоже на высоте, их персонажи не простое пушечное мясо, им сочувствуешь и сопереживаешь. Отыгрывая свои маленькие трагедии, они вносят свой вклад в историю крепости, показывая ужас положения людей, осознающих себя смертниками, но не сдающихся врагу до самого конца. 

Съемки

       Съемочной группой были отстроены с нуля здания крепости, которые во время съемок были разрушены – разрушены с таким размахом и грохотом, что Майклу Бею с его пироманией и тягой к взрывам, впору задуматься о карьере устроителя свадебных фейерверков. Пятнадцать минут тотального уничтожения всего и вся в начале картины – самое мощное, что было снято в данный момент на просторах некогда 1/6 части суши. Когда здания разлетаются на мелкие кусочки и ты видишь, что это не просто декорации из фанеры, а реальные постройки, воссозданные до мелочей, это внушает уважение, вызывает трепет и создает эффект присутствия. 
     
 Особо батальных сцен здесь нет. В конце концов, крепость довольно замкнутое пространство, здесь негде устраивать масштабную танковую канонаду. Тем не менее, многочисленные уличные бои, перестрелки и рукопашные сняты превосходно. Я, в принципе, представляю себе, как сделать кино на компьютере, как заставить роботов-трансформеров разнести все вокруг, как нарисовать мультики про аватаров, но я совершенно не представляю, как можно организовать съемки, например, ночного прорыва из крепости, чтобы все кругом взрывалось, камера поспевала за всеми героями, фиксируя смерть и разрушения, скоординированные движения большого количества людей. Если с чем-то и можно сравнить, то с творениями Бондарчука (не младшего, боже упаси, старшего, конечно же). 

Жестокость

        В советском кино убитый солдат долго падал на землю, раскинув руки под трагическую и пафосную музыку, даже если возле него взрывалась граната. Реальность войны совсем другая – оторванные руки и ноги, брызги крови в камеру, ожоги, сносящие полголовы осколки фугасов и танки, проезжающие по грудам трупов (привет Невзорову). Все это можно показать по-разному – можно пойти путем «Спасения рядового Райана» и того же Невзорова и нацелится на вызывание исключительно физиологической реакции, но создатели «Брестской крепости» до прямого смакования кровищи и мяса не доходят, стремясь вызвать реакцию человеческую, показать жестокую правду о гибели людей, а не о взрыве на мясокомбинате. Жестокость здесь вызывает отклик не в желудке, а в душе. 

Политика

       Как сказано выше, ее нет. Нет ни Сталина, ни Ленина, ни Гитлера, слово «коммунист» звучит только однажды, когда Фомин с усталой улыбкой обрекает себя на расстрел, называя себя «коммунист-еврей». Никто не делает никаких выводов и не заигрывает с историей – как известно, помощь Бресту не подошла, идти ей было неоткуда. Великая страна за маленькую крепость в глубоком тылу «впрягаться» не стала, ей было не до этого. Попытки радиста достучаться до своих бесплодны и командиры понимают это с первых минут, тем не менее, из боя не выходят и стоят до конца. По сути, история, рассказанная в фильме, универсальна – она о Героях с большой буквы, которые были во все времена. Героях, которые делают все для спасения своих семей (несколько самых эмоциональных сцен строятся как раз на этом) но сами стоят до последнего. Авторы фильма предприняли успешную попытку вывести в очередной раз на экран героический архетип – защитника Родины, который, назло всем, может быть и евреем, и грузином, и калмыком, всегда стоит до конца и умирает непобежденным. 

Ложка дегтя

        И все-таки это художественный фильм, построенный по особым законам. Оценка «косяков» дело сугубо субъективное, так что напишу о том, с чем не согласен я.
    
  Музыка – не знаю, не знаю. По мне, подобному фильму, заряженному эмоциями под завязку, лучше бы обойтись вообще без музыки. Так было бы в сто раз напряженнее и реалистичнее. Пафосный хор заезжен до ужаса, а торжественных мелодий, вызывающий катарсис, здесь нет. Просто звуковой, необязательный фон. Финальная песня Агутина в «лучших» традициях Трофима и «Любэ» вообще за гранью, эдакие расписные цветики-цветочки и русское поле.
       
Кинематографические «пошлости» – всякие там «лошадки-собачки», на которых делается небольшой, но акцент, слишком лубочный «мир», показанный в первые минуты, влюбленные, чьи тела лежат после гибели вместе и прочие моменты, призванные выдавить слезу у Вашей девушки. Их, этих моментов, не много и ими не злоупотребляют, но они есть. Хотя многим зрителям это нравится, очевидно, это я просто такой циничный, не люблю собачек в кино.
     
 Закадровый голос – понятно, что это выросший Сашка Акимов рассказывает нам о событиях в крепости, но лучше было бы обойтись без него. Сугубо объективное мнение. 

Сильные сцены

       Масса. Разоблачение диверсанта, сцена со спасением заложников на мосту (лучший момент в карьере Деревянко), первый хладнокровно убитый Сашкой немец, смерть героя Цыганова и его жены, самоубийство доктора, создание легендарного Приказа №1. Кежеватов, уговаривающий свою жену сдаться в плен, вывести остальных женщин и детей из крепости, и умирающий с мыслью, что его семья спасена (чего, как нам позже расскажут, не случилось). Все сцены боев без исключения. Много чего еще, что не может не радовать и не вызывать гордости за кино. 

 

Итог

       Офигенный фильм, не сказать еще сильнее. Поверьте, я не написал и половины из тех мыслей и впечатлений, что пришли в голову после выхода из кинотеатра. Первый раз было не стыдно, что к горлу подступает ком. Первый раз хотелось аплодировать после окончания фильма. Первый раз хочется ответить всем оголтелым критикам картины, которые обсуждают историческую правду, сетуют на то, что картина якобы слишком фрагментарна, что похожа на короткий сериал, что и танков таких не было. Наверняка грядут разборки на тему, какие там у кого были нашивки и какого цвета у немцев на самом деле были сапоги и портянки. Обычно это пишут люди лет тридцати, которые от первой и второй чеченской откупились справкой о плоскостопии, но зато уж о Второй Мировой знают вообще все. Кому-то не понравилось, что русские солдаты идут в атаку на немцев с табуретками и побеждают таки, видимо, подобные сцены кажутся настоящему русскому кинокритику ужасно смешными. Надеюсь, что эти люди никогда в подобной ситуации не окажутся – героями себя они точно не покажут, и в лобовую атаку с табуреткой не побегут.     

P.S.


       Если прислушаться к финальным словам выросшего главного героя, то фильм явно адресован молодому поколению, подросткам, ровесникам этого пацана, приносящего воду в крепость под шквальным огнем, стрелявшего во врагов и бывшего на передовой до самого конца. В зале кинотеатра молодежи не было вообще – или сеанс был очень ранний, или просто в соседнем зале показывали очередную «Пилу», так что есть сильное подозрение, что «message» создателей картины до них не дойдет, а жаль, на подобное надо водить целыми классами и школами, чтобы мозги чуть-чуть встали на место. Увы, каждое время получает тех героев, которых оно достойно. В любом случае, огромное спасибо тем, кто вложил годы жизни и километры нервов в создание этого фильма. Лучший фильм о войне…нет, скорее, о людях на войне за последние лет двадцать.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s