Lionel Marchetti/Olivier Capparos/Yoko Higashi – A Blue Book

 
Waystyx, waystyx
68, 2011
 

      12.  Lionel
Marchetti & Olivier Capparos – Mementum / Momentum (Table De Cire) 14:22

  1. Olivier Capparos – A Blue Book 19:35

46.  Olivier Capparos – String
Quartet, No. 2, Tenebrae 17:18

      7. 
Lionel Marchetti
& Yôko HigashiA Short Story 9:27
 

       Лайонел Марчетти,
Оливье Каппарос и Йоко Хигаши не единожды объединяли свои усилия – им есть что
вспомнить. И ставший очередным плодом их сотрудничества альбом «Blue Book», по идее, является своеобразным
собранием воспоминаний авторов, копилкой видений, переживаний и размышлений.

       Композиции,
записанные музыкантами в разные годы,  демонстрируют широкий спектр современной
экспериментальной музыки. Здесь и извечный интерес Марчетти к «конкретной
музыке», и электроакустика французской школы, и академический авангард Каппароса.
Последний, кстати, представляется, не в обиду его коллегам будет замечено,
наиболее интересной фигурой на этом альбоме. Его партии пианино, словно
медленно расходящиеся круги на воде, прекрасно взаимодействуют с шуршащими
радиопомехами, хрустально вибрирующим эмбиентом и голосом маленькой девочки, образуя
музыку хрупкую и неуловимую (хотя самое начало «Mementum / Momentum» с резкими ударами рукой по
клавишам заставляет понервничать), наполненную вечно меняющимися образами, обрывками
фраз, очарованием рождественских хоралов. Музыку, о которой хочется сказать
«интимная», настолько она близка и приятна. Заглавная композиция «A Blue Book» – это симфония, который
практически каждый может создать сам, выкручивая ручки радиоприемника и путешествуя
по обрывкам передач, ловя кусочки фраз, мелодий или подолгу застывая на
«пустых» волнах, вслушиваясь только в гипнотический, загадочный треск и пытаясь
понять, кто или что посылает эти сигналы. Для Каппароса все это становится
аналогом человеческой памяти, которая точно также произвольно извлекает из своей
копилки фрагменты воспоминаний, отголоски звуков, вспышки ярких переживаний и
томительного напряжения. Трехчастная же пьеса «Tenebrae» для струнного квартета,
которую Оливье написал в 2008 году, показывает другую сторону его творчества –
это академическая музыка для залов консерватории, содержащая отсылки (причем не
столько из-за схожести звучания, сколько из-за ощущения некоего, почти что
религиозного экстаза, которое способно захватить слушателя целиком) к работам
таких признанных мастеров, как Арво Пярт. Впрочем, что это мы все о Каппаросе? На
обложке есть и другие, не менее известные имена. Правда, и Марчетти, и Хигаши объединяют
усилия только один раз, чтобы поработать над пьесой «A Short Story», основанной на записи
человеческого голоса, сделанной в 1860 году. Абстрактные звуки, которые Лайонел
извлекает из синтезатора, соседствуют с голосом Йоко, мягким, словно
поглаживающим по волосам гулом, шумом и треском помех и тем самым фрагментом
записи стопятидесятилетней давности, на котором женщина напевает колыбельную –
колыбельную для той девочки, которая в начале альбома читала по буквам и нежно
сюсюкала, но теперь ее настроение немного испортилось. Прокладывая связь между прошлым
и современным, авторы не забывают о том, чтобы музыка звучала интересно и
находила отклик в сердцах слушателей, пробуждая память и позволяя каждому
составить свой коллаж их образов, цветов и слов. Тонкая, многогранная и очень
личная работа. 

www.waystyx.com
http://lionel.erasme.org

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s