Electroshock
Records, ELCD 002, 1997
 

1. В ожидании зимы (13:20)           
2. Замерзание (3:26) 
3. Полярная ночь (7:20)       
4. Колыбельная для одинокого странника (14:12)          
5. Неожиданное пробуждение (9:43)        
6. Ваджра (Тибетская песня) (5:21)
7. Переход на зимнее время (8:10) 
8.
Холод (10:23) 

       На своем втором
альбоме Артемий Артемьев обратился к теме холода, выразив свой взгляд на это
состояние окружающего мира при помощи восьми композиций, каждой из которых он
придал свое специфическое звучание. От даты выхода этого диска нас отделяет
четырнадцать лет и множество релизов, созданных композитором и демонстрирующих
его видение звуковых процессов в мире электронной музыки – тем интереснее
вернутся к этой работе, несущей в себе не столько новаторские исследования,
сколько отсылки к тем столпам, на которых упомянутая выше электронная музыка стоит.
 

      Слушая «Холод»,
легко заметить и влияние «берлинской» электроники, и следы Ино, и отголоски с
американского континента. Композиция «В ожидании зимы» с ее бредущей по кругу и
постепенно застывающей мелодией похожа на работы Стива Роача времен «Quiet Music» – такая же
пространственная и умиротворенная музыка, разве что более холодная, согласно
заданной теме. «Замерзание» уже не так безопасно, здесь обездвиживающая
мрачность сгущается и сковывает движения, а сквозь угнетающую мощь оркестровых
аранжировок сквозит что-то «саундтречное» (не стоит забывать, что Артемий, как
и его отец Эдуард Артемьев, известен созданием музыки для многих фильмов, правда,
ему выпали довольно лихие и упаднические для нашего кино
восьмидесятые-девяностые годы, и многие картины того периода сейчас не очень
хочется вспоминать). Композиция «Полярная ночь» название полностью оправдывает
– да что там говорить, даже если бы она называлась по каким-то причинам «На
южном взморье», все равно слушатель с первых же секунд провалился бы в мир,
скованный льдом и продуваемый пронзительной метелью, разгоняющей темноту над
бескрайними белыми просторами, от которых можно легко сойти с ума. «Колыбельная
для одинокого странника» дает повод критикам, проводящим сравнения между творчеством
отца и сына не в пользу последнего, позлорадствовать, правда, совершено
необоснованно. Сильно, но оправданно рискуя, Артемий берет заглавную тему, созданную
его отцом для фильма «Сталкер» и начинает играть с нею, развивая, перестраивая,
добавляя новые и интересные моменты в долгое и умиротворяющее повествование. «Неожиданное
пробуждение» начинается, как и положено, с некоторой угрюмости и даже нервного
разбивания стекол, но потом быстро перестраивается в гипнотический трек, в
котором открыто сквозят секвенсорика «Tangerine Dream» и флейты Стива Джоллиффа.  «Тибетская песня» (вопреки названию, никто
здесь не поет) отражает интерес автора к Востоку, позже проявленный на альбоме
«Пять таинственных сказок Азии», но здесь эта вещь кажется лишней и
неинтересной. Нервный «Переход на зимнее время», ознаменованный четким ритмом и
клавишными, служит прологом для «программного» трека «Холод», который и
подводит итог всему альбому. Здесь Артемьев в полной мере раскрывается как
автор масштабных саундскейпов, миров, созданных при помощи электронных звуков,
но при этом наполненных жизнью (пусть и погруженной в ледяной анабиоз). Это минорная
симфония холода, сделанная с оглядкой и на «традиционную» академическую музыку,
и на собственные изыскания автора в области использования различных синтезаторов,
среди которых особое предпочтение отдается продукции «Roland».

      Довольно
традиционно, на фоне последующих релизов композитора, звучащий диск,
выдержанный и концептуально, и музыкально. Весьма интересный итог электронной
музыки конца прошлого века, заставляющий вспомнить лучшее, что было сделано в
этом жанре. 

http://www.electroshock.ru

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s