Generation П

Normal
0

false
false
false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:”Обычная таблица”;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:””;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:”Times New Roman”;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}

      
       Виктор Пелевин много лет назад своей книгой «Generation П» изменил сознание целого поколения – только вчера ты читал «Кортик», а тут вдруг «Мы с Иван Иванычем работали на дизеле» и спящий пес П****ц, который как раз в то время проснулся и зевнул, накрыв страну…назовем это тенью. Идея перенести роман на экран витала в воздухе уже тогда, но, поскольку наше кино тоже находилось под властью обозначенного пса, сделать это удалось позже, с большими проблемами и задержками, отчего съемки фильма заняли пять лет, а темные облака над его судьбой немного развеялись только в прошлом году. И вот, о чудо – на экране замелькали кадры хроники и по улице зашагал Вавилен Татарский, начав свой путь к воплощению в живого бога.

       Как известно, экранизации бывают «по мотивам», когда режиссер берет костяк истории и выстраивает на его основе новый мир, в котором очень мало может остаться от самого первоисточника, и «со всей любовью», когда режиссер боится дыхнуть на страницы любимой книги, трепетно перенося все на экран и стараясь ничего не пропустить. Виктор Гинзбург пошел по второму пути – видно, что Пелевинский роман он любит и ценит. Отсюда некоторый сумбур и спешка – книга не очень толстая, но в ней много важных и ключевых событий, много диалогов, да и авторский текст занимает много места. Поэтому Владимир Епифанцев, проходя в потертой кожанке путь от продавца в ларьке до криэйтора, Пелевинские тезисы прочитывает со скоростью провинциального рэпа. С этой скоростью вокруг него суматошно мелькают лица актеров и просто публичных людей, некоторых из которых уже и в живых нет (Трахтенберг анекдоты не травил, но и роль Саши Бло не вытянул), а некоторые вытащены из полного забвения (Игорь Григорьев, когда-то главный редактор «Ом») ради пары-тройки фраз. По этой причине первые полчаса фильма выглядят капустником или расширенным выпуском программы «Ералаш» – кажется, что сейчас из-за угла выскочит Борис Грачевский и пропоет «парам-парам-пам. Бам!».

       Если бы я ушел по каким-то причинам из зала на этом этапе, я бы смело сказал, что фильм мне не понравился. Но я остался, и после первого грибного трипа Татарского постепенно стал изменять свое первоначальное мнение. Фильм стал затягивать, в нем появилась глубина, смысл, пространство стало расширяться и трансформироваться. Вопросы, возникающие в голове героя, с которыми его друг Морковин борется с помощью английской булавки, стали пробираться в головы слушателей – по крайней мере, в зала воцарилась тишина, до этого взрываемая неловким смехом, когда кто-нибудь из героев в очередной раз, интеллигентно потупясь, говорил слово «б***ь». И теперь я могу признаться,  что фильм Гинзбурга производит впечатление. Не сразу, постепенно, на ходу исправляя собственные ошибки, режиссер доводит историю до конца…вот только логичного ли? У современной молодежи на «Generation П» наверняка будет свой взгляд, может быть, более критический, выплескивающийся возгласом недоумения «Зачем?» – те же, кто постарше (но во времена создания романа также бывшие молодыми и наивными), отметят про себя, что ничего в этом мире со времен выхода книги не изменилось, все также манипулируют всеми, бандиты ищут русскую идею, WOW-фактор усилился, а логично объяснить весь происходящий в стране бред можно только свалив все на древних богов – а как же иначе?

      Но вернемся к фильму, который невозможен без актеров. Тут все непросто – хотя бы потому, что у читателей книги в голове вырисовывается индивидуальное «кино», в котором мы видим любимых героев по-своему. Поэтому, если говорить субъективно, Владимир Епифанцев, при всем уважении, поначалу вызывает оторопь – ну не верю я, что так выглядит выпускник ВУЗа, перемолотый реальностью до такого состояния, чтобы идти торговать в ларек, крышуемый чеченской «диаспорой». Правда, тут нужно вспомнить трэш-опыты Владимира вроде роликов «про Тайд или кипячение» и «В рыло!», чтобы признать, что он, как никто другой, в «теме». Можно вообще создать отдельную тему «Кто сильнее всех бесит в этом фильме» и коротко пробежаться по ней, на первое место вынеся, безусловно, Андрея Фомина (кривляния и переигрывания на уровне Болливуда), одарив вторым местом Охлобыстина (Ералаш на сценах с его участием достигает космических масштабов), и, как ни прискорбно, Сергея Шнурова, который, видимо, просто шел мимо и режиссер его просто снял по дружбе. Теперь о «троешниках» – Александр Гордон с лицом Стива Джобса пытается играть самого себя, маргинального интеллигента с хитрым прищуром глаз и пониманием всего и вся, но даже слово «х*й» произносит с заминкой и стеснительно, как курсистка Смольного на первом свидании с матросом с «Авроры»; Владимир Меньшов переигрывает, пытаясь воссоздать настроение богемных фуршетов, куда его давно уже никто не зовет; Панин в роли Путина…эээ, Смирнова загубил даже трехминутное появление на экране, вместо вполне реального прототипа отыграв непонятно кого. Есть еще в нашем кино правило, пойти против которого нельзя никак, иначе бюджет зарежут втрое – в фильме должны играть Михаил Ефремов и Рената Литвинова (за ее отсутствие бюджет режут не так сильно, но все равно, денег жалко и приходится звать). Что же,  Азадовский в исполнении по-ельцински одутловатого Ефремова истеричен и фееричен, хотя трудно назвать хотя бы два отличия от остальных его киноработ. Больше всего он напоминает продюсера в исполнении Тома Круза в фильме «Солдаты неудачи», правда, не танцует – времени нет, надо еще в сотне рекламных роликов сняться, Радуева с Басаевым оцифровать и пустить в эфир, устроить дефолт и выбрать нового президента. Никогда не думал, что напишу это, но понравился Тактаров – браток, размышляющий о русской идее под «лесоповаловскую» песню про белого лебедя – это крутой образ. Если бы Олег не делал постоянно такой вдохновлено-ласковый взгляд, как у выпускника института физкультуры, взявшего почитать томик Ницще – вообще было бы здорово. Литвинова, слава Иштар, просто мелькает фоном. Из камео отмечу еще Леонида Парфенова, обстебавшего самого себя – получается, чтобы он не снимал и чтобы не говорил, все равно выходят одни и те же «Намедни», что мы и наблюдаем в «наше» время.

      В заключении о съемках – спасибо авторам  за прекрасно переданную эпоху (и проклятия на голову звукорежиссеров, которые совали микрофоны не в лицо актерам,  а совсем в противоположное место, отчего половину фраз не разобрать). Антураж, костюмы, музыка, интерьеры, предметы бытовой техники, мобилы, эх, да что там говорить, даже альбомы для марок, куда мы еще успели вставить марки Монголии, а не квадратики ЛСД – все это «оттуда», из того времени, воспоминания о котором вызывают скупые слезы. Вот только сразу не разберешь, ностальгия это или тихий ужас оттого, что мы все это видели и пережили. Также хорошо смотрятся «глючные» спецэффекты, заставляя задуматься, почему же в наших «блокбастерах» они выглядят так убого. Узнаваемые символы и события – офисы в подвалах, «коммерческие» ларьки, старые бренды и товарные знаки, расстрел Белого Дома и танцы Ельцина, все это оживает на экране, погружая в реальность, оставшуюся в прошлом, по коридорам которого символом смерти катится зеленый шар из заставки «НТВ»…Эпоха, без которой не было бы настоящего, о котором тоже когда-нибудь напишут программное сочинение на грани реальности и наркотического гротеска, и которое обязательно заслужит право на экранизацию.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s