Freiband – Stainless Steel


ini.itu, #1101, 2011

Normal
0

false
false
false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:”Обычная таблица”;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:””;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:”Times New Roman”;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}

 

A. Stainless (software)
B. Steel (hardware)

 

      «Freiband» – проект небезызвестного Франса де Ваарда, по творческой биографии которого («Kapotte Muziek», «Beequeen», «Goem», «Wander», «Shifts»), растянувшейся на двадцать пять лет, можно отследить историю европейского сегмента экспериментальной музыки. Его новая работа, винил «Stainless Steel», содержит два продолжительных трека, полученных в результате опытов (если не сказать издевательств) над традиционным звучанием индонезийского оркестра гамелан. В первом случае преобразования выполнены с помощью компьютерных программ – с первых же секунд нас встречает размеренный, набирающий обороты гул, предельно безжизненный, выхолощенный. В его текстуру вплетены различные металлические звуки, такие, как звон, лязг, скрежет, трение различных поверхностей друг о друга, шуршание осыпающейся ржавчины. Постепенно отдельные элементы композиции выстраиваются в четкий ритм, вбивающий тонкие гвоздики прямо в мозг, в то время, как из лабиринта изогнутых амплитуд и пронзительных стонов покореженного железа нарочитым браком возникают обрывки экзотической музыки и трансовый в своей обездвиживающей монотонности звон перкуссии, образующий вокруг головы слушателя облако, не дающее долгое время «выбраться» в реальность, выйти из транса и хотя бы заметить, что пунктир ритма автор разместил в левой колонке, а все остальные элементы трека переместил в правую. Не бог весть какое начинание, но эффект получается сильный. В конце ждет немного цифрового нойза вкупе с замедленными или ускоренными перевернутыми пленочными звуками, которые снова прорываются тонкими битами, готовыми, благодаря закольцованной «канавке» на пластинке, прописаться в вашей жизни навечно.

     О «Steel (hardware)» многое скажет тот факт, что сам Ваард планировал этот релиз как сплит «Freiband/Goem», а последний был заточен под некий аналог ритмичной клубной музыки. Так что на второй стороне пластинки ритму 4/4 отведена ведущая роль. Композиция вызывает ассоциации не с музыкой «гамелан», а с minimal techno, словно трек с записью оного поместили в кислоту, которая оставила от него только костяк из бесконечного бита и еле различимых звуков, вроде бы для этого стиля характерных, но разъеденных до состояния трескучего шума, допускающего небрежные разрывы и скачки. Монотонно, более целостно, трансово и долго – последнее можно решить, если увеличить скорость с 33 оборотов до 45, о возможности этого говорит надпись на конверте пластинки. А вот от очередного закольцованного лупа никуда не деться, разве только снять винил с вертушки.

     Ваард верен себе – его музыка не для всех, при  всей своей простоте она не стремится сразу же подружиться со слушателем. Для этого автора границ не существует и каждый новый его релиз можно с одинаковой силой за это любить или ненавидеть, расписываясь в полном непонимании. Не скажу, что «Stainless Steel» покорил меня с первых же секунд, но, по крайней мере, было интересно.

 

http://www.iniitu.net
http://fransdewaard.com

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s