Erik Wøllo – Silent Currents (Live At Star’s End)


Projekt, PROJEKT262, 2011

       «Star`s End» – одна из самых уважаемых среди любителей электронной музыки радиопередач. Впервые позывные программы раздались в эфире в 1976 году и с тех пор каждую неделю, с часа ночи до пяти утра, все желающие слушают необычную, загадочную и новаторскую музыку. Одной из важных «фишек» «Star`s End», безусловно, являются живые выступления звезд жанра, проходящие прямо в радиостудии. Достаточно перечислить несколько знаковых персонажей, занимавших эфирное время: Стив Роач, Джефф Пирс, Руди Адриан, Йон Серри, Роберт Рич, Ян Бадди.

       Норвежец Эрик Волло становился участником шоу дважды, в 2002 и в 2007 годах, и оба раза он смог произвести настолько сильное впечатление, что было логично запечатлеть его старания в формате двойного альбома для тех, до кого радиоволны с американского континента не долетают. Эти ночные концерты помогли слушателям открыть для себя творчество Эрика немного с другой стороны. От привычных ритмических конструкций осталось мало следов, музыка стала более атмосферной, «погруженной в себя», на смену броским электронным декорациям в духе «традиционной» электроники (хотя нарочито аналоговые следы обильно разбросаны по коротким композициям) пришли потоки размеренного, статичного гула, омывающего берега ночных территорий, спонтанно воссозданных Волло из вороха домашних заготовок. Поклонники норвежского композитора знают, как сильно в его творчестве превалирует гитара, и здесь ей тоже нашлось место. Мягкие пассажи и фантомные мелодии, резонирующий фон и спонтанные импровизации, пропущенные по электронным цепям…да, многие берут в руки этот инструмент, но у Волло он звучит так, как ни у кого другого. Не так вымученно и муторно, как у «позднего» Рича, и не так «узнаваемо», как у Пирса.

      Стоит отметить еще и тот факт, что Эрик мастер «короткой формы», бесконечные монолиты из спрессованного звука не его стихия, ему вполне достаточно нескольких минут, чтобы создать композицию с нуля и завершить ее в нужный момент. Поэтому каждый концерт состоит из множества коротких треков, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности, оригинальное настроение и характерное звучание. Что-то звучит абстрактно и безлюдно, где-то наоборот, прослеживаются добродушные нью-эйджевые нотки,  день сменяет ночь, пробиваясь сквозь пелену дождя, шорохи и мягкие пульсации электронных трайбл ритмов, навевающих порой воспоминания о пустынных пейзажах Стива Роача. Да, и еще – согласитесь, если бы два концерта, между которыми пролегло пять лет, звучали абсолютно одинаково, это было бы не в пользу музыканта. Временной и творческий сдвиг второго выступления выражен в более темных красках и попытках запустить как можно больше добротных и самобытных пульсаций, чтобы вытянуть слушателя из бездонных звуковых провалов. Работа же 2002 года задействует чуть больше вариантов звучания, кажется более эклектичной.

      Да, и еще пару слов о творчестве Волло. При той тяге к «иномирности», фантастическим мотивам и эзотерическим вопросам, свойственной его многочисленным коллегам по сцене, Эрик создает музыку абсолютно реальную, земную. Ее пространство принадлежит этому миру, описываемые ею территории можно легко увидеть где-то за углом привычных зданий и в отражении предметов. И эта реалистичность зачастую становится более интересной, чем попытки открыть двери в другие Вселенные или провести слушателя закоулками микрокосмоса. Здесь и сейчас, прямо рядом с нами текут безмолвные потоки, и мы легко можем погрузиться в них.      

http://www.wollo.com
http://www.projekt.com

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s