Five Elements Music/Andrea Marutti/Jim Haynes – Tri-Ton


Observatoire, obs*027, 2011

1. Five Elements Music – Tibetan Waves
2. Andrea Marutti – Revolving Doors On The Inward Promenades
3. Jim Haynes – Signal Mountain

       Интернациональный релиз ростовского лейбла «Observatoire» возник благодаря необычной идее – участникам было предложено создать композицию, основываясь на письменном описании другой композиции. Кем она была создана, как звучала, кто ее описал – история умалчивает, но первыми на это откликнулись «Five Elements Music», создав свой вариант в 2010 году, после чего к проекту присоединились Андреа Марутти и Джим Хейнс. Если все это правда, то давайте последующий текст представим как продолжение этой идеи, описание музыки, созданной по описанию, а если все вышесказанное лишь плод моего или чьего-то воображения…что же, пусть это будет просто рецензия.

     «Тибетские Волны» Сергей и Мария собрали из резонансов, полученных при помощи самодельных инструментов, поющих чащ и «paper box» (картонная коробка?). Названия трека не просто дань моде, густые и вязкие, иногда жесткие звуковые потоки темных тонов и оттенков, причудливо изгибаясь и наслаиваясь, интуитивно отсылают к восточному мистицизму, к церемониям традиции Бон. Ближе к концу резонансы становятся более монотонными и спокойными, на первое место выходит размеренное звучание поющих чаш, гораздо более миролюбивое и сосредоточенное. Интересный трек. Музыканты «FEM» открыли новые элементы творчества, дополнив полевые записи, которые они использовали до сих пор.
«Revolving Doors On The Inward Promenades» демонстрирует нам лучшие стороны творчества Андреа Марутти, доминирующие в его множественных творческих ипостасях. Здесь и обездвиживающая статика ранних работ, пропитанная эхом странных, подчас механических (вращения шестеренок, удары, шорохи и скрип железа), подчас потусторонних явлений, огромные помещения, заполненные вязкими монолитами, от вибрации которых перехватывает дыхание. Здесь и космический холод, отнимающий последние секунды жизни у спутников, посылающих в эфир никому уже не нужные сигналы (можно вспомнить проект Андреа «Molnija Aura», целиком посвященный этой теме), и блуждание под звездным небом, когда в спину несутся пугающие вскрики ночных птиц. Игра на грани реальности и абстракции с неуловимыми причинно-следственными связями, в этом итальянец силен, и данный трек это наглядно демонстрирует.

      Первые минуты электроакустического эксперимента Джима Хейнса напомнили ранние работы его соотечественника, Дениэля Менча – когда-то тот в пережитых ныне порывах безумия растирал в ступке соль, добиваясь специфического шероховатого саунда. Хейнс использует для этих целей песок, и, кажется, задачи оглушить и шокировать слушателя он не ставит, его интересует сам процесс звукоизвлечения. При этом «Signal Mountain» потребовала большей концентрации и внимания, чем предыдущие треки – здесь все постоянно меняется, не спонтанно, но довольно непредсказуемо, давящая атмосфера заброшенного бункера, в котором проводилась запись, вызывает чувство раздражающей клаустрофобии, усиливающееся тогда, когда Джим начинает фиксировать шаги, дышать в микрофон и сталкивать между собой различные предметы, добывая лязг, шуршание осыпающейся ржавчины и биение механического ритма.

       Не знаю, смог ли я вернуть эту музыку к ее первоначальной, «текстовой» основе, или же попытка была неудачной. Как нельзя, не ознакомившись с первоисточником, сказать, что музыканты справились с задачей. Но это не важно – концепция должна приходить на помощь творческому процессу, но никак не затмевать его. Даже безо всяких идей «Tri-Ton» – отличный альбом, рекомендованный всем поклонникам жанра без исключения.

http://abser1.narod2.ru
http://www.aferecords.com/andreamarutti
http://www.helenscarsdale.com/haynes

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s