Jóhann Jóhannsson – The Miners’ Hymns


130701 – CD13-13, 2011

I. They Being Dead Yet Speaketh (10:30)
II. An Injury To One Is The Concern Of All    (14:23)
III. Freedom From Want And Fear (11:07)
IV. There Is No Safe Side But The Side Of Truth (3:54)
V. Industrial And Provident, We Unite To Assist Each Other (3:27)
VI. The Cause Of Labour Is The Hope Of The World (7:39)

     «The Miners' Hymns» – документальный фильм английского режиссера Билла Моррисона, рассказывающий о становлении и развитии шахтерского движения в Англии.  История проделывает путь по потертым лентам черно-белой хроники и потрескавшемуся глянцу фотографий от появления первых шахт до образования профсоюзов, минуя триумфы и драмы, борьбу за права и памятные всем реформы Тетчер. Саундтрек к фильму сочинил Йоханн Йоханнссон, известный композитор, работающий на стыке электроники и «современной классики», еще один человек из Исландии, который доказывает, что у обителей этой страны свой, немного странный, но очень интересный взгляд на музыку.

     Финальная запись «The Miners' Hymns» состоялась в сентябре 2010 года в Даремском кафедральном соборе, где собрались участники духового оркестра, сам композитор, отвечавший за электронное сопровождение, и органист Роберт Хауссарт. Музыка (примечательно, что окончательный монтаж фильма подгонялся под нее, а не наоборот), которую они отыграли в том день, соответствовала всем стандартам типичного саундтрека и была в этом плане чуточку старомодной, отставая на несколько десятилетий о того, что сейчас сочиняют в качестве звукового сопровождения фильмов, но прекрасно передавая настроение черно-белой ленты. Много атмосферных моментов, «вытянутых» трубами, гобоями и кларнетами, которым в начале каждой композиции отводится солирующая роль, после чего они растворяются в общем потоке минорных пассажей. Медленное движение звуковых масс часто натыкается на различные эффекты, вроде тяжелых для восприятия звуков обрушения и паники, или глитчевую коросту электронных сигналов, разбиваемую залпами ударных и звоном перкуссии. Иногда создается впечатление, что Йоханнссон немного заигрался с саунтрековой формой, и оркестр, следуя веренице нот, идет на новый виток самоповтора, впрочем, этот минимализм выбранных средств никогда не мешал создавать исландскому композитору запоминающиеся (чаще настроением, чем засевшим в память мотивом) вещи, не помешало это ему и здесь. По всем правила хорошего кино, пройдя через громовые удары жизненных перипетий и личные трагедии, «The Miners' Hymns» заканчивается на яркой ноте «The Cause Of Labour Is The Hope Of The World». Дружная маршевая поступь трудового народа, разгорающийся огонь, сжигающий в горниле эпического пафоса порой излишне угрюмый реализм. Английские шахтеры, многие из которых легли костями в забоях или выхаркали свои легкие вместе с угольной пылью, безусловно, достойны, чтобы о них снимали фильмы и писали музыку, как достойны того труженики всех стран. Еще одна убедительная работа исландского композитора, выводящая его творчество на новый уровень.

http://fatcat.sandbaghq.com
http://johannjohannsson.com

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s