Spanxti – Dievo Žirgai, Laimės Ratai


Dangus – DGCD 037, 2012

1. Leliumai                  
2. Saulė Rieda Dangumi                      
3. Už Kalnelio Ežerėlis            
4. Gailia Gailiai Zylė Verkė                 
5. Palaukėj Pamiškėj              
6. Aš Pas Savo Giminėlę                    
7. Pas Leišius Alaus Gert                    
8. Jūs Mano Kūmužėliai                      
9 .Oi Ką Kalba Apynėlis

       

      «Dievo Žirgai, Laimės Ratai», второй альбом группы «Spanxti» (дуэт Витаутаса Ринкевичуса и Ингулы Ринкевичейне, которым помогали участники «местных» коллективов: индустриального «Budrus», металлического «Ungekalis» и фольклорного «Lyla») реализует хорошую идею – объединить музыкальное и песенное творчество литовского и латвийского народов. Здесь представлены песни, спетые по разным поводам и в разное время – во время языческих ритуалов, отмеряющих жизненно важные смены природных циклов, в преддверии битвы, у кровати засыпающего ребенка или в праздничном веселье. При этом музыкальное пространство диска получилось весьма гармоничным, а целый спектр эмоций, уместившихся в эти сорок пять минут, вызывает неподдельное сопереживание, даже при полном непонимании языка наших, некогда, побратимов, сохранивших свою культуру в первозданном виде и избежавших «экспортных» кокошников, ныне выдаваемых нам за истинный образ народа.

    Начинается диск с «Leliumai», сакрального напева, спрятанного в тени древних чаш среди капищ, слова которого окутаны лесными шорохами, звоном подручной перкуссии, далеким атмосферных гулом, к которому вскоре прибивается нервная скрипка, акустическая гитара и раскатистый гром боевых барабанов. Многим эта песня знакома в исполнении ансамбля «Kulgrinda», она звучала на их совместном с «Donis» альбоме «Sotvaras». И там она пробирала до самых глубин души, и здесь ее исполнение и аранжировка получились на высоте. Отдельно хочу отметить голос Ингулы – он великолепен. Сильный, звонкий, способный выразить весь спектр чувств, убаюкать и пробудить. В «Saulė Rieda Dangumi» появляется аккордеон, воздушное облако бубенчиков, и та нарочитая «былинность», с которой чувствуешь некое душевное родство, опять же, не понимая ни слова. Вообщем, не зря мы жили рядом, перекидывая культурные нити между народами, здесь много похоже и на русские сказы. «Už Kalnelio Ežerėlis» – размеренный ритм, еще одно сказание, привычно положенное на звучание гуслей и окутывающее звучание скрипки, при звуках которой у меня в голове вертится название «Ataraxia». Мрачноватый оркестровый фон «Gailia Gailiai Zylė Verkė» и угрюмость гитары заставляют подумать об отгремевшей битве. Поэтому гимном ожиданию и тоски слышится и песня «Palaukėj Pamiškėj», словно спетая в ночной тишине у колыбели. В «Aš Pas Savo Giminėlę» это настроение еще немного прослеживается, но «Pas Leišius Alaus Gert» уже звучит как сопровождение праздника – бодрый аккордеон, ритм, бренчание гитары… правда, особенность этой музыки в том, что, если это и праздник, то «со слезами на глазах», затемненный фон и грустящая в сторонке скрипка подчеркивают это настроение. «Jūs Mano Kūmužėliai» – прозрачность струнных и более характерные для европейского дарк фолка гитарные аккорды и ритм, заглушаемый сильным голосом. Финал альбома, безо всяких скидок и «может быть» стал олицетворением настоящего праздника – всем хорошо и весело, много пива и солнечного света, разгул, пляски и слова, которым хочется подпевать. Балтийский колорит все-таки не дает забыть, что подобные мелодии и ритмы характерны и для русской музыки, и для украинской, да и для многих других, живших в соседстве гораздо дольше, чем во вражде, народов, так что «Oi Ką Kalba Apynėlis» уже при следующем прослушивании воспринимаешь почти как родную.

      Отличная группа и отличный альбом (стоит упомянуть и прекрасное издание, дополненное вырезанным из дерева древним символом), вызывающий сильные эмоции и легкую зависть, направленную в сторону балтийской фолк-сцены

http://www.dangus.net
http://www.spanxti.lt

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s