Vazhes – Steam Locomotives

1. Banovichi (26:34)   
2. Kakanj (12:52)       
3. Er-L (26:58)

      В борьбе за людское уважение пар вчистую проиграл электричеству. И теперь паровозы, некогда начинавшие индустриальные революции и несшие прогресс и промышленное развитие по всему миру, превратились в музейные объекты. Впрочем, не тот это аппарат, чтобы стоять за витриной – многие из этих машин еще на ходу, жизнь в них поддерживается энтузиастами, и, в принципе, любой желающий еще может прокатиться на этом железном монстре (а именно монстром выглядит работающий паровоз по сравнению с пригородным электропоездом). Прокатиться можно в Москве, на Рижском Вокзале, а можно съездить в Переславль-Залесский, где находится Железнодорожный музей. Там кочегаром работает создатель проекта «Vazhes», решивший посвятить свой очередной альбом паровозам – и, вполне естественно, что лучше всего рассказать о себе может только сам стальной гигант, точнее, его звуки, которые и легли в основу этого диска.

      Все мы знаем, сколько шума издает паровоз и как он звучит. Монотонный грохот, свист пара, пронзительные гудки, хлесткие порывы ветра, кипящая вода в котле, лязг металлических сочленений и прочие звуки вполне ожидаемы, когда диск отправляется в проигрыватель. Все это, конечно на месте, но композиции, собранные из этого «индустриального» материала, заставляют посмотреть на «предмет исследования» с другой стороны. Парадокс, но паровоз, вызывающий в сознании среднестатистического человека очень мало ассоциаций с живой природой, стараниями Сергея Габбасова частью этой самой природы и предстает. Шумы и грохот тонут в рассветной тишине, растворяющей механический гул до звенящей тишины, гудки становятся похожими на крики лесных зверей, а лязг и скрип «растираются» до уровня птичьего пения. Выбрасываемое со свистом облако сизого пара уносится в небо и становится частью настоящих облаков. Какая-то необузданная романтика слышна в достаточно медитативных треках «Banovichi» и «Kakanj» (эти записи сделаны в Боснии и Герцеговине). А вот при прослушивании «Er-L» есть все шансы почувствовать себя машинистом паровоза. Запись сделана в кабине, и, сквозь сильный грохот, между пронизывающими гудками и сипением выбрасываемого из котла пара мы слышим команды машиниста, его переговоры с диспетчером вокзала, у перрона которого паровоз остановится в конце этого путешествия. Путешествия, которое, признаться, захватывает – все-таки мощь пара кажется гораздо необузданней и сильнее, чем равномерный гул натянутых проводов, подпитывающих современные электропоезда.

     Интересная идея и хорошее ее воплощение от человека, который точно знает, о чем и как он хочет рассказать. Стоит услышать, чтобы было о чем помечтать на платформе в ожидании электрички. 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s