Klaus Schulze – Richard Wahnfried’s Miditation


MIG – MIG 00632, 2012-05-17

1. Miditation (25:30)   
2. Midiaction (29:27)

       Переиздание одного из любимых альбомов – ну как тут оставаться безучастным и объективным? Есть сильное желание ударится в воспоминания, как давным-давно при прослушивании этого диска…с этим желанием, однако, надо бороться, а вот желание переслушать «Miditation» в очередной раз (теперь в ремастированном виде) сдерживать явно не стоит.

      Известные всем истины, но, тем не менее, исторический экскурс: Рихард Вэнфрид является «альтер эго» Клауса Шульце, выпускавшим под этим именем материал, созданный при участии других музыкантов. Идея о постоянно меняющемся составе была почерпнута во время работы со Стоми Ямашито, когда Шульце на время вливался в его группу «Go». Поскольку каждый альбом Вэнфрида создавался разными людьми, то и звучат эти релизы совершенно по-разному: иногда в них много Шульце, иногда – мало, иногда они ценны для истории, а иногда…впрочем, вводный курс затянулся, пора переходить к основной теме. Четвертый альбом был записан вместе со Стивом Джоллифе, участником «Steamhammer» и «Tangerine Dream», выступившим здесь в качестве флейтиста. Вышедший в 1986 году релиз смешивает электронные инновации Шульце того периода, затрагивает его тягу к космизму и попыткам с помощью синтезаторов передать симфоническую мощь, вписаться с новыми технологиями в мир академической музыки. Опять же, для многих это все еще было время духовного поиска, когда хиппи и кислота уже были не в моде, но коммерческие и частные религиозные культы активно тянули паству к прозрению, налегая на экзотические восточные культы и развивая институты Новой Эры. Так что отчасти, «Miditation» – это символ эпохи, идеальный образец прогрессивных веяний, развития технологий и нью-эйджевого эскапизма.

      В начале первого трека Шульце некоторое время словно нащупывает путь, выискивая что-то между восточных гармоний, расчерченных холодными оттенками электронного минимализма. Затем в дело аккуратно вступает флейта, вокруг импровизаций которой, погруженных себя или намеренно экспрессивных, выстраивается череда гипнотических секвенций, размашистых пассажей электронного органа и плотного, погружающего в транс ритма, который и обеспечивает тот самый, непостижимо-желанный грув. Ритма, который заставляет вспомнить рассказ самого Шульца о том, как ударник Марк Шрив учил Клауса не просто слышать бит, но и двигаться под него, становится им. Так что если этот трек и медитация – то медитация динамическая, что тоже стало своего рода символом духовных поисков поколения. Электронные инструменты и флейта звучат очень гармонично, они не борются за первенство и отлично дополняют друг друга, становясь единым целым. Ну а ближе к финалу авторы словно вспомнили об истинной сути медитации, и решили сделать ее более традиционной – на последнем отрезке композиции легко представить себе океанский берег с обложки, последние ночные минуты тишины, которые будут встревожены первыми лучами солнца (яркими, ослепляющими вспышками электрооргана).

      Среди «шульцеведов» термин «второй трек» стал нарицательным. Это определение порождало и порождает долгие споры на тему, стоит ли слушать вторые стороны пластинок Клауса или это так, бонусы? «Midiaction», конечно, классический «номер два» и звучит так, что возникает желание поменять композиции названиями, т.к. здесь медитативности больше, в то время как в первом треке гораздо больше экшена. Не стоит, однако, совсем списывать «Midiaction» – стоит дать ей возможность прозвучать в одиночестве, не в рамках альбома, а как отдельное произведение. Именно тогда ее потенциал способен раскрыться в полной мере, не превращая ее ни в символ эпохи, ни в чартовый хит, а просто показывая одну из сторон творчества великого немецкого композитора, которому захотелось расслабиться и побыть немного отстраненным от внешнего мира. Типичная, но симпатичная электронная вещь середины восьмидесятых, нью-эйдж, приходящий в массовом сознании на смену прогрессиву.

      Этот диск – один из претендентов на вечный «repeat». Завораживающая, масштабная, полностью погружающая в себя музыка, симфония космического спокойствия и беспокойной человеческой натуры. Одним словом, гениально.

http://www.mig-music.de

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s