Klaus Schulze – Richard Wahnfried’s Tonwelle


MIG, MIG 0062 2CD, 2012

45 RPM-Version

1. Schwung (17:01)    
2. Druck (18:33)

           

Bonus-CD, 33 1/3 RPM

1. Schwung (22:47)    
2. Druck (24:27)

     Бывают релизы, которые постоянно преследуют какие-то «странности». «Tonwelle», второй альбом в дискографии Рихарда Вэнфрида, «альтер эго» Клауса Шульце, то по каким-то причинам прирастал двумя дополнительными треками на различных переизданиях, то лишался их, а теперь и вовсе обзавелся двумя версиями, с которыми тоже не все понятно. Но диджипаке переиздания представлена информация, что изначально материал был записан под скорость 45 об./мин., но техническая ошибка привела к появлению 33-оборотной версии, которая и стала «классической». Позже на эту информацию была наклеена наклейка с пояснениями, что это, мол, сам Клаус переслушал материал спустя тридцать лет и понял, что замедленная версия звучит интереснее. Впервые есть повод сравнить эти версии, каждая из них обосновалась на отдельном диске, давая повод переслушать «Tonwelle» дважды.

     Альбом записан при участии Мануэля Готшинга, гитариста «Ash Ra Tempel», с которым Шульце объединился впервые после ухода из этой группы, к созданию которой в свое время приложил руку, и Майка Шрива, гениального (что, собственно, здесь хорошо слышно) ударника, работавшего с Сантаной. Видимо, соединение талантов этих исполнителей оказалось настолько гармоничным, что самого «виновника торжества», Клауса, здесь как-то удручающе мало. Диск стартует с четкого бита и гипнотической перкуссии Шрива, вроде бы и не сложной, но эти металлические палочки, ударные, какие-то мелкие, звенящие предметы образуют непрерывный, завораживающий ритм. Характерные черты это ритма Шульце потом будет многократно воссоздавать на своих сольных альбомах. Готшинг стартует достаточно спокойно, несколько минут слышно, что музыканты отходят чуть ли не в сторону даба, а потом гитарные партии приобретают задумчивую эмоциональную окраску некоторых работ «Pink Floyd» и следуют дальше, прорываясь сквозь космос психоделического сознания, выдавая буйные, искаженные, драйвовые партии, которые можно отнести и к крауту, и к тому, что Шульце примерно в то же время старательно воссоздавал с помощью синтезаторов. Однозначно, стоило послушать «медленную версию» «Schwung», чтобы понять, насколько мощна и немного безумна эта композиция на «неправильной» скорости. Измененность сознания подчеркивает и вытянутый, перекрученный, преломленный подобно изображению в кривом зеркале  голос Майкла Гарвенса, неприкаянно блуждающий в пространстве этого трека.

     В композиции «Druck» больше внимания уделено электронике Шульце. Клаус здесь пребывает в каком-то медитативном состоянии, отчего его спокойные зарисовки словно плывут в облаках, между тем, как гитара, тоже изрядно присмиревшая, не теряет связи с землей, выдавая спокойные, дымчатые и прозрачные звуковые пейзажи, в которых можно расслышать, при желании, даже нотки фламенко. Гитару и электронику связывает, конечно же, ритм, прокладывая ступеньки от земли к небу, не давая составляющим композиции разлететься, разрушить хрупкий союз. Под эту музыку можно летать по просторам воображения бесконечно долго, и увеличение времени звучания только пошло этому на пользу.

      Так какую же версию выбрать? Зависит от личных убеждений – согласитесь ли вы с мнением автора или решите, что старый вариант вам нравится больше. В любом случае, свобода выбора – это хорошо, но она не изменит отношения к этой пластинке Рихарда Вэнфрида, как всегда в его случае, немного странной, разбивающей стилевые границы.

http://www.mig-music.de

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s