Weather Report ‎– Live In Cologne 1983

Art Of Groove – AOG 80052 CD, MIG – AOG 80052 CD, 2011

CD1:

1. Procession (9:59)   
2. Fast City (9:10)      

3. The Peasant (9:48)  
4. D Flat Waltz (12:45)           
5. Blue Sound Note 3 (9:00)   
6. Duet Jose Rossy & Omar Hakim (2:58)     
7. Two Lines (12:19)   8. Plaza Real (7:09)

 

CD2:

1. Medley (8:30, Black Market, Elegant People, Badia / Boogie Woogie Waltz, A Remark You Made, Birdland) (12:55)      
2. The Duet (7:54)      

3. Where The Moon Goes (12:21)

 

     Историкам джаза есть что рассказать о том, что происходило в «Weather Report» с начала восьмидесятых и с каким багажом она вступила в 1983 год. Трясло коллектив еще с прошлого, 82 года, когда его покинули гениальный басист Жако Пасториус и ударник Питер Эрскин, на смену которым пришли Омар Хаким (барабаны), Виктор Бейли, занявший место Пасториуса, и перкуссионист Хосе Росси. Так определился новый и, как показало время, последний состав «Weather Report».

     Впрочем, оставим это знатокам. Запись концерта, сделанная 13 мая в Кельне, не дает ни малейшего повода подозревать наличие серьезных проблем, ведущих группу к распаду. Да, Джо Завинул сильно тянет одеяло на себя, через пару лет его партнер, саксофонист Уэйн Шортер из-за этого хлопнет дверью – стоит только посмотреть, что большинство композиций, исполненных в тот вечер, принадлежат авторству Завинула, чтобы понять это. Но в целом это по-прежнему коллектив, который выдает на сцене сумасшедший драйв, постоянно импровизирует, легко заходит в сложные лабиринты джаза, наслаждается рок-энергией и исследует экзотические, «корневые» стили, прослеживая их эволюцию до фанка и соула. Раскручивая новый на тот момент альбом «Procession», музыканты исполняют в первом отделении несколько вещей с этой пластинки, стартуя с заглавной композиции (начинающей концерт несколько авангардно: с блуждания по радиоэфиру и выхватывания обрывков мелодий, шумов и голосов), на которой стоит отметить пластичный, сильный бас. Затем группа выдает однозначный шедевр «Fast City», в котором передана суматоха большого города от рассвета до заката. Вещь интересна тем, что каждый из участников получает несколько минут, чтобы полностью показать свои навыки. Шортер, как всегда, элегантен, Завинул экспрессивен и быстр, выдает короткие партии электронных звуков, сливающихся в суматошные голоса и сигналы авто. Но больше всех старается барабанщик, и его непрерывное соло просто «вскрывает» зал.  В «The Peasant» слышны эксперименты с обработкой голосов, синтезаторы камуфлируются под флейту, а затем выдают восточные мотивы. «D Flat Waltz» запомниться мощным басом и холодноватой элегантностью саксофона. Баллада «Blue Sound Note 3» представляет собой дуэт синтезатора и сакса, причем звуки первого уносятся в космос, а рафинированные партии второго звучат с вечерней расслабленностью smooth jazz`а. Номер шесть, показательное выступление перкуссиониста и ударника, выдающих непрерывные дроби ритма, напоминающие не столько о рок-музыке, сколько о танцах, услышанных где-то на берегах Карибского бассейна. Этот дуэт развивается и в «Two Lines», но эмоции здесь оттягивает на себя, ощутимо гася и сглаживая, саксофон. «Plaza Real» одна из самых мелодичных вещей «Weather Report», здесь есть простая и четкая мелодия (синтезатор выдает себя за губную гармошку), отдающая, на мой взгляд, балканскими интонациями, запертыми Шортером в темноте нью-йоркского джаз-клуба. 

     Вторая часть концерта открывает попурри «Medley», вобравшее все основные хиты группы, ставшие джазовыми стандартами, как «Birdland». Это то, чего ждут поклонники, и чего они получают, если музыканты хорошо чувствуют аудиторию и знают, как угодить ей. Среди привычных вещей можно, однако, найти много необычного – и быстро прокрученные пленки с африканскими песнями, и карнавальную беспечность, и восточную неторопливость, и много чего еще, что собрали музыканты, исследуя традиции разных стран. Позднее на второй дуэт сподобились Завинул и Шортер, и их диалог лишен экспрессии и драйва – им есть о чем поговорить в тишине, на некотором расстоянии друг от друга, и они знают, как важен каждый, даже самый тихий звук. Меланхолично, аккуратно и очень элегантно. Финал концерта – фанковый номер «Where The Moon Goes» с довольно необычным в рамках творчества «Weather Report» полноценным вокалом. Все на месте: и экзотика, и упругие басы, и скоростные ритмы, и деловитая последовательность саксофона, срывающаяся на яркие, спорадические экспромты. Публика тогда, 13 мая 1983 года, явно была в восторге, и прошедшие годы не могут помешать пережить этот восторг и сейчас. Для тех, кто хочет ощутить всю полноту концерта, был также  выпущен DVD-диск «Live In Cologne 1983», который также стоит заиметь в коллекцию каждому поклоннику фьюжн-музыки и великолепных «синоптиков».

http://www.migmusic.de

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s