Odyssey – Music for Subway (Symphony for Analogues)

music for subway
Generator records, GEN CD 024, 2012

CD 1:

1. Music For Subway – Station 1 (5:40)
2. Music For Subway – Station 2 (4:26)
3. Music For Subway – Station 3 (6:21)
4. Music For Subway – Station 4 (10:09)
5. Music For Subway – Station 5 (3:21)
6. Music For Subway – Station 6 (3:11)
7. Music For Subway – Station 7 (4:31)
8. Music For Subway – Station 8 (3:12)
9. Music For Subway – Station 9 (4:46)
10. Music For Subway – Station 10 (4:00)

CD 2:

1. Music For Subway – Station 11 (3:51)
2. Music For Subway – Station 12 (5:11)
3. Music For Subway – Station 13 (3:22)
4. Music For Subway – Station 14 (3:41)
5. Music For Subway – Station 15 (4:23)
6. Music For Subway – Station 16 (6:25)
7. Music For Subway – Station 17 (5:57)
8. Music For Subway – Station 18 (5:13)
9. Music For Subway – Station 19 (3:57)
10. Music For Subway – Station 20 (5:13)

     В истории электронной музыки было несколько релизов, предназначение которых заключалось в фоновом звучании в определенных местах. Особенность ли это восприятия синтетических звуков на первых порах, или ироничная насмешка музыкантов, реагирующих на то, что их произведения из-за столь необычного звучания многие слушатели, воспитанные рок и поп музыкой, не считали чем-то существенным. Так или иначе, в свое время была создана «Музыка для аэропорта», «Музыка для супермаркетов», «Музыка для лифтов» и масса музыки для мест, пребывание в которых не требует особого внимания к тому, что звучит вокруг. При этом метрополитен электронщики как-то обходили вниманием, хотя, логика подсказывает, что несущиеся поезда, потоки людей, находящихся в постоянном движении, а также в физическом и нервном напряжении, то и дело сменяющиеся сигнальные огни и темные туннели как ничто другое подходят для того, чтобы рассказать о них с помощью электронной музыки, призванной в свое время показать динамику и скорость стремительно развивающегося современного мира. Польский музыкант Томас Паучек обратился к этой теме на «Music for Subway (Symphony for Analogues)», первом записанном альбоме его проекта «Odyssey», изданным только сейчас не имеющем в своем активе сбоев лейблом «Generator». Как следует из названия, здесь звучат только аналоговые синтезаторы (классические модели семидесятых), воздающие дань уважения не только метро, но и тем метрам электронной эры, без которых эта самая музыка просто никогда бы не родилась: это Жарр, Вангелис, Муг, Шульце, Китаро, «Tangerine Dream» и другие.

      По замыслу Томаса, каждый из двадцати треков двухдискового (что традиционно для «Odyssey») альбома передает атмосферу одной из станций метро. Да простит меня автор, но для меня станции звучат совсем по другому, и его музыка, в отличие от завершающих почти каждый трек звуков реальной «подземки», ассоциаций с ними не вызывает. Другое дело – путь сквозь туннели. Долгие или короткие расстояния, темнота, в которой изредка мелькают огни проносящихся мимо составов, замкнутое пространство туннелей, то болезненно узких, то расширяющееся параллельными рядами рельс…движение вагона, четкий ритм, в котором движутся люди. Я вижу это, когда слышу этот альбом. Еще я хорошо слышу, как первый диск громогласно символизирует о том, что музыку Жана Мишеля Жарра Паучек любит особенно сильно. Характерные «космические» звуки, спиралью пронизывающие воздух, узнаваемые ритмы, кажется, что прямо сейчас за следующим поворотом нас ждет что-то в духе «Кислорода» или «Рандеву», но загвоздка в том, что Томас не специализируется на  ярких и узнаваемых мелодиях. Его конек – динамичные секвенции, в которых все сделано для достижения трансового эффекта, уделяя изредка время лирическому настроению, он добивается его не клавишными зарисовками, а эмбиентыми пассажами. Из того, что запомнилось на первом диске, отмечу трек под номером «7», получившийся очень светлым и ярким – словно поезд вырвался из туннеля на участок пути, проложенный по поверхности. Есть также несколько коротких экспромтов, из которых могло бы получиться нечто более существенное – но, что поделать, просто перегон между станциями такой короткий, бывает.

     Второй диск, открываясь ну совсем Жарровской темой (номер 2), в дальнейшем уступает место тенденциям, характерным для берлинской школы. Продолжительное время развивающиеся секвенции со вступлениями, которые неожиданно ни во что не развиваются, оставаясь главным событие; больше изворотливых звуков «Муга», больше трансовых эффектов. Больше пространства, овеянного тайной, больше какой-то стылой грусти и космической трансцендентности. Музыка усталого пассажира, у которого смыкаются веки и мысли уносятся в неопределенные дали. Здесь автор «Odyssey» тоже чувствует себя уверенно, и разрыва между двумя частями «Music for Subway» не наблюдается, более того, альбом в итоге звучит очень целостно и ровно. Достойный образец очень уважаемой мною польской электронной сцены.

http://www.generator.pl
http://odysseyofficial.bandcamp.com

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s