Various Artists – Sounds Like Silence.Cage/ 4’33’’/Stille 1912-1952-2012

gruen116_cover_web
Gruenrekorder, Gruen 116, 2012

     Если «Черный квадрат» Малевича можно назвать абсолютной границей живописи в частности и всего современного искусства в целом, за которой ничего нет, кроме пустоты и дзена, то пьеса «4’33’’» Джона Кейджа выполняет подобную роль в музыке, открывая новые возможности восприятия и подводя категорический итог всему тому, что было до этого. Каждый может нарисовать квадрат, каждый может исполнить пьесу Кейджа, наслаждаясь причастностью к искусству, которое, по сути, в этих пограничных формах обрушилось само в себя, явив миру то, что скрыто за мазками краски и нотами – мрак, пустоту и тишину, из которых формируется новая реальность, целиком зависящая от наблюдателя, его состояния и его окружения.

    В год столетнего юбилея американского композитора и шестидесятилетия создания «4’33’’» немецкий лейбл «Gruenrekorder» и «Deutschlandradio Kultur» подготовили антологию «Sounds Like Silence». Идея поначалу кажется странной – ну как можно уместить тишину на CD? Издать пустые диски продолжительностью четыре минуты тридцать три секунды? Создатели отнеслись к этой работе более творчески и серьезно: тишина Кейджа подана в формате радиопередачи, состоящей из шести частей-комнат. Ее ведущие и «гости в студии» подробно рассказывают (на немецком, так что не знающие языка слушатели могут на данном этапе отсеяться) о личности Кейджа, о его влиянии на культуру, о его предшественниках, давая возможность услышать уникальные записи «до-Кейджевой эпохи тишины», а также известные исполнения этой пьесы. Существует множество ее версий – ее «исполняют» в концертных залах, на шумных улицах Нью-Йорка, в подземке, возле известных зданий вроде ВТЦ, не забыто первое исполнение в Вудстоке. Если посмотреть на имена исполнителей и послушать большую часть работ, можно сделать вывод, что все создатели «конкретной музыки» и «полевых записей», по сути, все время играют Кейджа, заполняя короткий временной отрезок гулом и грохотом коллектора, шумами, залетающими в открытое окно и другими фоновыми звуками, комбинация которых каждый раз неповторима. Среди видных имен – Стивен Вителло, Лассе-Мари Риек, Вики Беннетт, Брендон ЛаБелль, Кристофер ДеЛауренти и другие, те, на которые четыре минуты тридцать три секунды тишины оказали сильное влияние и подтолкнули к творчеству. Не забыты даже «Einsturzende Neubauten» – а что, «Silence in Sexy» вполне вписывается в концепцию сборника. На котором, кстати, звучит голос самого Кейджа, который относится к интервью, надо заметить, не без иронии, громким шепотом повествуя о своей творческой философии.

     «Sounds Like Silence» – не просто компиляция, а серьезное культурологическое исследование, посвященное одному из символов современного искусства. Познавательно, если не брать в расчет трудности перевода. 

http://www.gruenrekorder.de

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s