Klaus Schulze ‎– La Vie Electronique 5

klaus 5
MIG – MIG 00142 3CD, 2010

CD1:

Berlin Schöneberg
1. Heftige Passage (12:00)      
2. Ruhige Passage (12:15)      

Vie De Rêve
3. Le Retour Au Pays  (9:00)  
4. Des Escargots Qui Vont À L'enterrement    (16:06)
5. Et La Fête Continue (4:37) 
6. Le Miroir Brisé (5:16)
7. Le Combat Avec L'ange (11:00)    
8. Éteignez Les Lumières (2:56)

CD2:

Nostalgic Echo
1. The Creation Of Eve (8:02)
2.  Portrait Of Freud (2:06)     
3.  Don Quixote (14:27)         
4.  Solitude (3:45)       
5.  Autumn Sonata (5:49)        

 Titanische Tage
6.  The Ram (5:11)     
7.  The Great Paranoic (6:26) 
8.  Soft Watches (5:03)          
9.  Impressions Of Africa (6:39)         
10. The Falling Angel (3:56)    
11. For Barry Graves (15:38)

CD3:

The Poet
1. Witness And Wait (14:40)  
2. The Poet Of The Body (22:20)       
3. The Poet Of The Soul (15:47)        

 The Oberhausen Tape
4.Quelle Idée De Peindre Une Pomme (4:41) 
5. Et Picasso Mange La Pomme (12:02)         
6. Et La Pomme Lui Dit Merci (6:20)

    Пятый выпуск антологии творчества Клауса Шульце «La Vie Electronique» подводит нас к очень интересному этапу в истории электронной музыки – к окончательному формированию «берлинской» школы, к развитию популярности все еще странных для слушателя тех лет звуков и гармоний. 1976-1977 годы стали знаковым временем для электроники: «Tangerine Dream» перешли «Рубикон», вернувшись с «Альфа Центавры», Жан-Мишель Жарр качал «Кислород» в промышленных масштабах, синтезаторы проложили дорожку в мир рок-музыки стараниями «Pink Floyd». Золотое, одним слово, время для экспериментов Шульце, который на фоне вышеперечисленных даже тогда казался более прогрессивным и сложным.

     Одна из фотографий буклета запечатлела список французского топ-30, где альбом Клауса «Moondawn» (ставший эталоном для звучания многих концертных выступлений) занимает десятую строчку в окружении таких культовых рок-групп и их релизов, что одно перечисление займет кучу времени и места. А ведь годом раньше с подачи немца очень успешно отшумел Ветер Времени, «Timewind», отзвуки которого также слышны на  композициях этого сборника. Который, кстати, составлен из концертных выступлений в Германии, Франции и Бельгии, из ТВ и радио эфиров. Отсюда некоторые проблемы с качеством записи. Писалось порой все через микрофон, иногда использовалась чудовищная на нынешним меркам техника записи двух моно-дорожек с последующим наложением их друг на друга с эффектом задержки.  Тем не менее, слушать эти композиции поклоннику электронной музыки нужно обязательно. Здесь, помимо общих «канонов», хорошо видна «полярность», определявшая в ту пору развитие жанра. С одной стороны, корни тянуться из прогрессивной и психоделической музыки, и, запуская монотонные пульсирующие секвенции (это вместо ритма привычной барабанной установки, к чему не все меломаны тогда были готовы) и экспрессивно импровизируя на минимуге и других синтезаторах, звуки которых обрушиваются порой хаотичной вереницей совершенно «нездешних» сигналов, Клаус превращается в неистового хиппи-шамана, буквально «срывающего башню» слушателю, который тихо сидит на своем месте и боится шевельнуться. С другой стороны, идет исследование тишины,  заполнение ее тихими звуками и вибрациями – наверняка эти дребезжащие и подрагивающие, меланхоличные и порой пугающе безжизненные пустоты вызывали (да и сейчас вызывают) ассоциации с космическим пространством, чему способствовали различные эффекты, до этого создававшие антураж в фантастическом кино. Впрочем, Клаус никогда не был «космонавтом», как его коллеги из «Tangerine Dream» – он отсылает к глубинам подсознания, имена далеких планет уступают место именам Фрейда и других философов и писателей, на творчество которых музыкант равняется в большей степени. Скоро начнется период увлечения классикой, попыткой представить ее в новом свете, но пока, в этом периоде, Щульце уверенно чувствует себя на территории, куда до него никто не заходил. Он создает новый звуковой мир – абстрактный мир грез, живущий по совершенно новым канонам, сконструированный в ярком творческом порыве. Сейчас это слушается с интересом – думаю, что тогда, на концертах (или перед радиоприемниками) люди сидели просто загипнотизированные, может быть, даже шокированные, потрясенные странными действиями этого молодого человека в окружении опутанной проводами аппаратуры.

http://mig-music.de

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s