Wander ‎– Wander

wander
Zhelezobeton ‎– ZHB-XXXV, 2012

      Дуэт Франса Де Ваарда и Фреека Кинкелаара «Wander», возникший в 2000 году как альтер-эго проекта «Beequeen», в рамках которого они решили создавать более «понятную» музыку, наглядно показывает, как даже самая оригинальная концепция не способна выдержать напора творческой активности. Изначально планировалось, что каждый релиз проекта будет выходить на определенном носителе и только один раз, постепенно охватывая все возможные и невозможные варианты – к счастью, авторы, остановившись в паре шагов от дискет и перфоркарт, покончили с этой идеей, издав свой второй CD. Также Франс и Фреек задумывали создавать музыку только с помощью органа, преобразуя его звуки в гул, но и эта концепция оказалась слишком узкой для людей, которые могут задействовать в своих перфомансах абсолютно любой предмет, находящийся в шаговой доступности. Пожалуй, неизменным осталось только слово «Wander», которое использовано в названии каждого релиза и каждой композиции дуэта – и это хорошо. А вот насколько это хорошо, могли оценить посетители московского концерта музыкантов, который состоялся в октябре 2011 года в кафе «Ex:Libris» и который теперь доступен благодаря стараниям лейбла «Железобетон».

      Я на концерте не был, поэтому полагаюсь только на свой слух, который подсказывает мне, что исполнители начали свой сет, что называется, с порога. В начале пронзительно скрипят двери, стучат и позвякивают расставляемые на столе предметы для извлечения звуков, настраивается аппаратура, с помощью которой на протяжении сорока с небольшим минут будет генерироваться трескучий, но вполне себе смирный, однородный шум, поверх которого постепенно возникают различные «полевые записи», среди которых можно четко идентифицировать судорожное биение птичьих крыльев и интуитивно опознать эхо какой-то механической деятельности. Настроение довольно спокойное и созерцательное, лишь изредка валом накатывают тревожные отголоски темной звуковой активности. Впрочем, до ее истинного проявления еще далеко, а пока Кинкелаард берет в руки гитару и начинает извлекать из ее лаконичные, отстраненные пассажи, отлично вписанные в ночной концерт цикад и тишину, по которой судорогами проходят волны выше обозначенного шума да перезвон, получаемый путем постукивания по стеклянным чашкам. После тихой и абстрактной интерлюдии, между автомобильными гудками и шорохом помех возникает вибрирующий темный эмбиент, те самые преобразованные звуки органа, методично «заливающие» некое замкнутое пространство, меняющие его (и свои) акустические свойства. Постепенно накатывающая шизофрения, впрочем, изгоняется резонирующим колокольным звоном и все той же гитарой, флегматичность которой подчеркивается перевернутыми звуками дыхания, перепадами напряжения и скачущими амплитудами сигналов, на пике которых авторы, создается полное впечатление, молча и еще даже не заканчивая свое выступление, уходят со сцены через ту же дверь, через которую попали на нее в самом начале, забирая с собой только детские музыкальные  игрушки, успевшие наиграть что-то такое сентиментально-наивное на прощание.

         Для кого-то этот диск может стать хорошим напоминанием о концерте «Wander», кого-то познакомит с творчеством коллектива, а кому-то откроет его с новой стороны. В любом случае, любителям экспериментальной музыки пропускать этот релиз не стоит.

    

http://zhb.radionoise.ru
http://www.beequeen.nl/wander.html

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s