Yannick Franck ‎– Hierophany | Иерофания

franck
Monochrome Vision ‎– MV44, 2012

1. Mausoleum            
2. The Dive                
3. Dying Down

      Иерофания – введенный Мирче Элиаде термин, обозначающий «проявление священного», некое явление или даже предмет, через которые на человека снисходит ощущение присутствия высшей силы. Это проявлено во многих культурах, начиная от архаичных табуированных объектов и действий, и заканчивая современными религиозными ритуалами, представленными в различных конфессиях. Может быть, один из таких ритуалов-богослужений увидел бельгиец Янник Франк в одном из храмов во время своего визита в Россию, а, может быть, это озарение снизошло на него в темных туннелях подземки – так или иначе, его новый альбом, вдохновленный посещением  нашей страны, этот артист назвал именно «Иерофания». В нем нашли отражение типичные приемы звуковых манипуляций этого исполнителя: полевые записи, радиосигналы, электроакустические преобразования и работа с голосами. И если старая истина о том, что все дороги ведут к храму, все еще верна, то Франк явно прокладывает одну из таких дорог сквозь уличный шум, раскатистый грохот каких-то механических объектов, напряженное дребезжание тележек из супермаркета, обрывки диалогов и телефонных рингтонов, зависших в гудящем от напряжения тысяч машин и людей воздухе одинокими нотами. Пройдя мимо мавзолея и потерявшись на несколько мгновений в сутолоке мегаполиса, Янник спускается с метро, тщательно фиксируя навязчивые мелодии, «закрепленные» за турникетами, которые раздраженно проигрывают их при каждой попытке миновать ровные ряды этих механических стражников без билета. А также хаос шагов и движение воздушных масс, порождаемых вентиляцией, прибывающими и отправляющимися составами и заполняющими их человеческими телами. Это будни города, переданные с необычного ракурса, словно сбился угол прицела наблюдателя, который видит и слышит не только привычные границы реальности, но и замечает краем глаза нечто бесформенное, беззвучное и всепроникающее. Оно проявлено здесь ровным, монотонным, подчас сильно резонирующим гулом, внутри которого происходят непонятные подвижки, приводящие к образованию каких-то абстрактных форм музыки. Наконец, дорога приводит непосредственно в храм – в «Dying Down» нам дается возможность полностью раствориться в голосах хористов, в перезвоне колоколов (тут же приходит понимание, что этот перезвон сопровождал нас на всем протяжении пути, просто он был неявным, и мы, погруженные в повседневные мысли, не замечали его, принимая за грохот машин), в словах проповеди, которая дает возможность задуматься и, может быть, пережить интересный религиозный опыт.

      Не скрою, я всегда считал, что у православных обрядов очень большой трансцендентный потенциал, и порой просто жаль, что музыканты, исследующие, пусть подчас и довольно странным образом, точки соприкосновения земного и божественного, по незнанию или сознательно игнорируют этот опыт. Янник Франк же решительно демонстрирует свои впечатления и делает это ярко и сильно, создавая будоражащий микс из звуковых атмосфер сразу нескольких уровней человеческого бытия.

www.monochromevision.ru

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s