Ода Релікта ‎– УПА

upa
Old Captain ‎– OCS, 2012

1.Willow & Arrow-Wood (Lyrics &Voice – While Angels Watch) (3:00)     
2. Pantheon Of Glory   (2:28) 
3. Into The Woods Whence Mouth-Organ Heard (1:13)       
4. Triumph Of Ukrainian Insurgent Army (2:41)         
5. Unvanquished Knights (Feat. Furvus) (3:01)          
6. From Dreams Into Ranks (Feat.:Golgatha:) (2:55     )
7. Parakleisis (Composed by Dissonant Elephant & Lonsai Maïkov) (3:19)   
8. Born In The Great Hour (3:10)      
9. Under-Aged Veteran (Gone) (Lyrics & Voice – Gnomonclast, Luftwaffe) (3:44)  
10. Stray Souls (Composed by Our God Weeps) (5:57)       
11. Martirologue (2:33)         
12. Black Forest (3:43)         
13. Mnohaya Lita (1:41)

       У каждого своя правда. Правда, проходящая красной нитью через все сложные хитросплетения и искажения истории, которую пишут, как правило, победители. Соглашаться с этой правдой или нет – личное дело каждого. Деятельность Украинской Повстанческой Армии (УПА), в «союзное» время получала, по понятным причинам, однозначно негативную оценку, да и сейчас изрядно бередит общественность, вызывая громогласные споры и бесконечные ревизии минувших событий, в водовороте которых до сих пор трудно разделить противостоящие стороны на «правых» и «виноватых», ибо в хаосе первой половины двадцатого века все успели натворить и кровавых грехов, и великих подвигов, следуя своей Правде. Смело бросая вызов политкорректности (и, видимо, тем «москалям», для которых даже обложка диска станет красной тряпкой, брошенной в лицо), Олег Коляда создал альбом, посвященный семидесятилетнему юбилею этой военной организации, воздавая дань уважения тем, кого он искренне считает защитниками своей Родины от «красной» и «фашистской» агрессии. На этом факте и остановимся, не вдаваясь в политику и национальные вопросы – просто теперь слушатель точно предупрежден и может сам решать, стоит ли ему слушать этот диск или нет.

     Не испытывая особенного восторга от выбранной темы, замечу, что слушать «УПА» все-таки стоит. Хотя бы для того, чтобы в полной мере понять культурный, исторический, духовный и религиозный контекст украинского национализма. Олег Коляда в рамках «Ода Релікта», как правило, выступает в качестве ревизора истории, извлекая из человеческой памяти образы и звуковые «реликты», не просто помогающие прочувствовать тот временной пласт, о котором идет речь – они и есть то время, его беспокойное эхо. «Полевые записи», использованные на диске, сделаны в тех местах, где происходили боевые действия с участием этой армии. Здесь голосами птиц и шумом ветра наполнены лесные чащи, здесь на привале бойцы развлекают себя игрой на губной гармошке, кобзе и флейте, рядом с которыми в предвкушении битвы лязгает затвор винтовки и звучит голос Степана Бандеры, записанный, впрочем, уже в те годы, когда история УПА закончилась поражением. «Мирные» звуки сменяются грохотом сражений, вновь прокатившихся по этой земле с помощью участников клубов исторической реконструкции. Но боевые действия играют не самую главную роль – на ее место претендует то, что можно назвать «голосом народа»: духовные гимны (в том числе и «Боже Великий и Единый», который в Галиции исполняли в качестве национального гимна Украины), церковные литургии и фольклорные песни, марши легионеров, сопровождающие ритуальные процессии, характер которых меняется от героического величия «Triumph Of Ukrainian Insurgent Army» до трагизма «Stray Souls». Эти две композиции, созданные «сторонними» авторами (среди которых можно заметить звезд не первого эшелона, но вполне уверенных «середняков», способных иногда и уделать эстетствующих «ветеранов») – едва ли не лучшее, что случилось в рамках мартиал сцены за последнее время. В первом случае за мощнейший саундтрек, под который перед глазами встают картины сражения и сердце учащенно колотиться в груди, стоит благодарить композитора Олега Разумовского, а во втором случае похвалы удостоится Янош Мадура из «Our God Weeps». Вообще же финал альбома, предстающий в трагических оттенках, способен вызвать эмоции у многих, даже у тех, кто к самой идее восхваления УПА относится с агрессией. Из «иноземных» гостей стоит также отметить «Dissonant Elephant» и «Lonsai Maïkov», выдавших модный ныне милитари-поп на французском языке, участников «:Golgatha:» с вариацией на тему гимна украинских стрелков и «Furvus» с их католической средневековой музыкой.

      Патриотический или радикально-националистический альбом получился у «Ода Релікта» – вопрос неоднозначный, но в таланте и смелости его автору не откажешь. В отрыве от идеологии (которая в тексте буклета изложена слишком уж «по-голливудски», здесь и «кровавая гэбня», и «Антихрист», воины УПА также представлены борцами за мир во всем мире и равенство наций, в число которых вырезаемые то тут то там поляки, евреи и сами украинцы, не готовые вступать в ряды лесных братьев, видимо, изначально не входили) получился очень сильный, образный и обошедшийся без излишнего пафоса, взамен которого на первый план выставлена героика, драматизм и подлинный антураж тех событий, альбом.

www.oleghkolyada.com

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s