Klaus Schulze ‎– La Vie Electronique 7

Schulze 7
MIG ‎– MIG 00162 3CD, 2010

CD1:
Re: People I Know
1. Eddie (8:59)
2. Stomu (4:05)         
3. Hartmut And Manuel (8:37)
4. Michael S. (6:22)   
5. Arthur (5:38)         
6. Marian (6:40)        
Avec Arthur
7. Another Dark Sound (4:14)
8. All Alone (4:37)     
9. Swifter Than Lightbeams (13:30)   
10. Empty's The Power (9:08)
11. Yet Another Sound Part (6:03)    

CD2:   
Crazy Nietzsche
1. Der Freie Geist (3:50)        
2. Die Geburt Der Tragödie (8:08)     
3. Wir Antipoden (14:37)      
4. Asketische Ideale (6:50)    
5. Klage Der Ariane (2:19)    
6. Ecce Homo  (7:30) 
 The Future
7. Things To Come (7:39)      
8. This Island Earth (8:01)      
9. Alphaville (11:57)  
10. Just Imagine (0:41)
 11. Interview 1979 (2:30)     

CD3:
 My Virtual Principle
1. Purpose (5:55)       
2. Shape (5:15)          
3. Cleaning Event (2:05)        
4. Flux Post (6:47)     
5. Catch Wave (9:09)
6. Endless Box (10:41)          
7. Merzbau (16:07)    
8. Tachistic Architecture (6:50)          
9. Die Erde Ist Rund (11:56)

      На очереди седьмой выпуск антологии «La Vie Electronique», отражающий сложное и интересное время в концертных и студийных работах Клауса Шульце. Самый конец семидесятых, и с одной стороны здесь – завершение эпохи детей цветов и «закручивание гаек», вылившееся для самого музыканта в малоприятные инциденты с властями, а с другой – открытие фантастических перспектив создания новых миров, когда в массы уходят плоды воображения писателей-фантастов, а зрители во всем мире узнают, что в одной далекой галактике давным давно бушевали звездные войны. Так что музыка Клауса начинает звучать более драматично и задумчиво, но в ней появляются футуристические мотивы, открывающие взгляд автора, весьма, надо заметить, позитивный, на перспективы отдаленного будущего.

     Первый диск содержит концертные записи 1979 года. «Re: People I Know» – типовые по меркам Шульце электронные виньетки, лаконичные посвящения друзьям и коллегам. Стандартные секвенции, набирающие от трека к треку обороты монотонные ритмы, поверх которых следуют характерные импровизации, способные привлечь внимание постепенно раскрывающейся динамикой, но и только. Так звучат многие концертные записи тех лет, и я не вижу смысла как-то выделять эти работы из общего числа. «Avec Arthur» – очередное появление Артура Брауна и его своеобразного голоса, наличие которого я обычно не приветствую, но в данном случае все намного лучше, чем обычно. Психоделические вокализы Брауна, его спонтанные монологи, отмеченные постоянной сменой настроения, хорошо вписались в нервно подрагивающую музыку Клауса, в его напряженные ритмы и глубокие провалы космического мрака.

      Второй диск открывает сюита «Crazy Nietzsche», состоящая из шести последовательно переходящих одна в другую частей. Да, название напрямую отсылает к альбому «X», и да, звучание тоже соответствует. Здесь в полной мере ощущается философская задумчивость, виртуозные ритмы Харальда Гросскопфа, которыми так запомнился «оригинал», остались, пожалуй, только «Asketische Ideale». В остальном данная студийная работа звучит на стыке эмбиента (кажется, что Клаус подбирает новые электронные звуки, раздумывая, какие и них оставить в своем багаже, а какие нет, отчего композиции звучат подчас не характерно, не скрывая своей «экспериментальной природы») и хоральных прелюдий. Если коротко – космос и хор, драма классической музыки и поиски сакрального смысла. Вторую «половину» диска занимает размышление о будущем, мастерская работа, где звуковой эскапизм альбома «Dune» соседствует с видениями грядущего, в которых антиутопические настроения уживаются с восторженными прогнозами. Масштабное произведение. Кажется, легли бы карты судьбы иначе, и в вышедшем через несколько лет «Бегущем по лезвию бритвы» звучала бы эта музыка, а не творения Вангелиса. Хотя…надо послушать «Tachistic Architecture», финальную часть «My Virtual Principle», чтобы с удивлением расслышать в ней интонации греческого композитора. Знакомы ли они были друг с другом, и кто на кого повлиял на этом коротком отрезке времени? Вопрос открыт, но, каждый раз переслушивая этот трек, я задаю себе его, вспоминая и «BladeRunner», и упомянутое выше «Будущее» Щульце. Но вернемся к «My Virtual Principle» – это сочинение 1978 года, изначально создававшееся в качестве саундтрека, звучаит очень оригинально. Наверное, за счет неожиданных совмещений, лучше всего доказывающих, кто Шульце не стоит порой так «зависать» в одной из фаз своего творчества, выжимая из нее все подчистую. Ведь здесь соединились ритмы и перкуссия, которые сам музыкант записал на кассету еще в 1970-м, импровизации на электрооргане, датированные 1972-м, виолончель Вольфганга Типолда и фирменная электроника, ставшая к этому моменту уже окончательно «космической» – в итоге мы имеем отличный, «цепляющий» материал, гениальный в своей непохожести на остальные треки того периода. К которым можно смело отнести концертный «Die Erde Ist Rund», хорошую, динамичную вещь, идеально подходящую для живого выступления перед толпой, жаждущей все-таки драйва. Но абсолютно стандартную.

     Одна из интереснейших (за исключением большей части первого диска)
 частей антологии. Продолжение следует…

www.mig-music.de

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s