Yannis Kyriakides – Resorts & Ruins

Resorts & Ruins

Unsounds ‎– 33U, 2013

 

1. Covertures I (8:21)

2. Varosha (Disco Debris) [Explicit] (30:59)

3. Covertures II (7:54)

4. The One Hundred Words (21:22)

5. Covertures III (3:14)

 

Кипрский курортный город Фамагуста (и особенно его квартал Вароша) пользовался заслуженной любовью и у простых туристов, и у знаменитых артистов, пока 15 августа 1974 года в него не вторглись турецкие войска. Страна раскололась на две части: греческую и турецкую, грекам появляться в Вароше было категорически запрещено, что в дальнейшем регламентировалось особой резолюцией ООН, благодаря которой Фамагуста постепенно превратился в еще один город-призрак, где природа постепенно, но неотвратимо отвоевывает обратно свои территории. События того далекого августа хорошо отложились в памяти Янниса Кирьякидиса, который как раз отдыхал там в пятилетнем возрасте вместе со своими родителями – он хорошо запомнил и гул летящих самолетов, и резкие звуки сирен, и бетонный пол бомбоубежища одного из отелей, в которой пряталась его семья вместе с другими туристами. Так что его сочинение «Varosha (Disco Debris)», созданное для одной из выставок современного искусства, можно считать одним из самых значимых в его дискографии, очень личным, оживляющим далекие детские воспоминания. Это своего рода прогулка по городу-призраку, хранящему память о тех днях в виде звуков, затерявшихся в бетонных лабиринтах разрушающихся стен. Яннис использует полевые записи, призванные подчеркнуть тишину заброшенного города, его отчаянно-неуютную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя птицы и ночные цикады, не особенно разбирающиеся в основах международной политики. Эта тишина иногда оживает гулом авиации, но особую часть композиции автор отводит популярным в то время турецким хитам, которые, как это удается подчас только композиторам из этой страны с непростой историей, может звучать очень зажигательно, и, в то же время, рвать душу на части. Вместе с этими трескучими артефактами из детства, в этом треке (да и на протяжении всего альбома) постоянно звучит голос Айенет Харпаз, которая с должной отстраненностью выдает одиночные слова, целые фразы и их малоинформативные обрывки, создавая поверх пространства музыки паутину слов. Когда композиция приходит в акустическое движение и звуки следуют за голосом, «Varosha (Disco Debris)» начинает порой сильно напоминать «Angelic Conversation» великих «Coil» – это так, к слову об ориентирах.

Помимо этого трека, «Resorts & Ruins» содержит другие немаловажные сочинения грека. Это три части «Covertures», инсталляции, созданной для павильона Дании на Венском бьеннале 2011 года. Идея такова: через определенный интервал времени воспроизводятся звуковые отрезки продолжительностью ровно одна минута, всего таких отрезков 48, часть из них основала на звуках оперы Клаудио Монтеверди, часть из них создана из шумов, записанных Кирьякидисом в разных местах, включая гущу далеко не самой мирной демонстрации. Фрагменты эти (в первой части четко ограниченные голосом Айенет, замыкающих их в лингвистическое пространство команд «Open/Close») интересны и сами по себе, они демонстрируют талант грека помещать в ограниченные отрезки (варьирующиеся от обездвиживающей статики минималистического эмбиента до весьма динамичных электроакустических трансформаций) насыщенные образами и действиями звуки, способные донести сильные эмоции. «The One Hundred Words» основана на старинной греческой песенной традиции, включающей в себя одновременное исполнение двух параллельных куплетов. Хорошая, видимо, традиция, но в полной мере раскрыть ее здесь Яннис явно не стремиться, создавая долгую, атмосферную вещь, в которой основное внимание уделяется звуковой панораме тех мест, где правит тишина. Хотя голоса здесь и присутствуют, но они выполняют «гостевую» роль, словно показывая, что присутствие человека украшает природу, но она вполне может существовать и без него.

Хороший релиз с очень интересным, насыщенным звучанием и не самым радужным настроением, которые быстро передается слушателю, заставляя его погружаться пусть и в чужие, но такие живые и яркие воспоминания.

 

www.unsounds.com

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s