Various ‎Artists – Drone-Mind // Mind-Drone Vol. 2

Drone Mind
Drone Records ‎– MIND-02, 2012

A1. Yann Novak – Silent Loop.001             
A2. Strom Noir – Fihavanana
A3. Strom Noir – Sundance  
B1. Emme Ya – The Golden Eye                  
B2. Karl Bösmann – Die Verwandlung

     Эволюция культовой «семерочной» серии немецкого лейбла «Drone Records» продолжается в новой линейке LP-релизов, названных «Drone-Mind // Mind-Drone». Это ежегодный (видимо) отчет о состоянии современной drone-сцены, в котором представлены работы строго четырех музыкантов/групп, представляющих разный взгляд на пост-индустриальную музыку, и вносящих свой веский вклад в некое подобие музыкального Гипертекста, взывающего к самым тайным и древним уголкам подсознания. На очереди второй релиз серии и четыре артиста из разных уголков света.

     Открывает компиляцию американец Янн Новак со своим исследованием на тему тишины и ее звучания. Он брал т.н. «финальные дорожки» виниловой пластинки, по которым скользит игла, добираясь до бумажного яблока когда заканчивается музыка, всячески трансформировал многократно записанные звуки и превратил их в трек «Silent Loop.001». Получился трескучий и тягучий гул, в котором минималистические резонирующие пласты, порой разделенные пространствами той самой тишины, образуют что-то наподобие тихого пустынного эмбиента, в дрожащем мареве которого тают неясные миражи, а в гулкой и многослойной сердцевине оживает далекое эхо шаманских камланий. Впрочем, если этот поток звуков что-то подобное и образует, то только в вашем воображении – скорее, даже только в моем,  вашему мысленному взору могут предстать совсем другие видения, для создания которых «Silent Loop.001» служит матрицей. Хорошая, глубокая композиция, здесь сознание гуляет по невиданным ранее просторам.

     Музыкант из Словакии, выбравший себе псевдоним «Strom Noir», с помощью гитарных петель творит очаровательную магию воздушного, тонкого гула, который медленно разливается вокруг ярким белым светом, заполняя каждую клеточку тонкими «прослойками», сливающимися в неброский, но завлекательный калейдоскоп. В этом свете очень легко растаять, раствориться, а его мечтательные вибрации помогают прийти в некое согласие с окружающим миром, тайная сторона которого периодически проступает ангельскими голосами, хорошо замаскированными в уплотняющихся дроновых потоках. Очень красиво.

      Некая склонность к магическому реализму, присущая народам Северной Америки, присутствует в композиции «The Golden Eye» от «Emme Ya». Это типовой «эсхатологический» dark ambient – гидрофония глубоких колодцев, снабжающих водой никогда не видевших света катакомбы, шорохи и скрежет железа, молчание пустых коридоров, которое порой бьет по нервах громче крика ужаса, экстатическое, трансовое бормотание вошедших в контакт с чем-то непознанным людей и не только их, но и кого-то еще. Хороший набор для тех, кто жаждет пощекотать себе нервы рассеянным и тревожно-нерушимым гулом.

      Карл Босманн представляет индустриальную симфонию – может быть, он даже не сочинил ее сам, а стал свидетелем того, как автоматические механизмы, старые компьютеры, радиоприемники и винтажные синтезаторы, обретя сознание, решили создавать музыку, которая могла бы поведать об их богатом внутреннем мире. Сигналы, треск радиопомех, механические ритмы и другие шумы, тесно связанные с пост-индастриальной культурой, выстраивают подобие мелодии, одинаково далекой и от привычного монотонного функционирования этих неживых предметов (для этого она слишком драматична), и от традиционной человеческой логики. Силясь понять природу человеческой музыки, механизмы и программы дают издаваемым ими звукам команду «мимикрировать», воссоздавать звучание традиционных инструментов, будь то скрипки или струнные. Но, как мы слышим в середине трека, попытка эта весьма удачная, но не долговечная – очень быстро, зачем-то захватив по пути  обманчивые с точки зрения развития событий команды гипнотерапевта закрыть глаза и расслабиться, неизвестные авторы «Die Verwandlung» срываются в буйную шумовую истерику, наматывая на маховик искаженные сигналы и жесткий ломаный ритм.

     Четыре артиста – четыре взгляда, пусть и не прямо противоположных, скорее, исходящих из разных задач и эмоциональных состояний. Четыре попытки объяснить то, что объяснению на понятном языке не подлежит, что не мешает нам до сих пор рьяно подбирать код к этому и делать попытки объяснить это с помощью образных абстракций гудящей, резонирующей, пробирающей до костей музыки.

www.dronerecords.de

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s