Rafal Kolacki – Panoptikon

panoptikon_visual_6

Mikrowsparcie/Zoharum, 2013

 

1. Wiedza Okrutna (3:52)

2. Obkakany w Zielniku (0:52)

3. Jesyk Bez Konca (2:09)

4. Cialo Skazanca (2:54)

5. Znaki I Przypadki (3:24)

6. Widzialne Niewidzialne (5:51)

7. Zywoty Ludzi Niegodziwych (3:48)

8. Black Kazni (3:48)

9. Zamknieta Pokrywa Slonca (7:01)

10. Panoptyzm (5:04)

11. Plaga Goraczek (0:45)

12. Wielkie Zamkniecie (5:54)

 

Многие из нас привыкли воспринимать слово «паноптикум» как обозначение для собрания чего-то, в лучшем случае, странного, или откровенно уродливого, жуткого, с этим словом ассоциируется и кунсткамера, и бестиарий. Польский режиссер Марсин Гладыш в своем одноименном фильме, посвященном событиям Второй Мировой,  заставляет вспомнить о другом значении этого слова. Паноптикум – это название весьма оригинальной тюрьмы, построенной по проекту Иеремии Бентама (который, впрочем, предлагал строить по такому принципу и многие другие объекты, например, мануфактуры, школы, приюты, сумасшедшие дома), идея которой заключалась в том, что находящийся в центре цилиндрического строения охранник мог наблюдать за заключенными, оставаясь для них невидимым. Таким образом, заключенные не знали, наблюдают за ними в данный момент или нет (такой вот вариант кота Шредингера наоборот), что не лучшим образом сказывалось на их душевном состоянии и отлично ломало психику. Не уверен насчет фильма, но в саундтреке, созданном Рафалем Колацки, можно обнаружить присутствие обоих значений этого слова, здесь акцент делается на уродство не внешнем, а внутреннем (прежде всего, на уродстве системы, додумывающейся до таких изобретений) и создается беспросветная кафкианская атмосфера.

Рафаль Ковацки (этнограф, археолог, профессор социологии, один из участников индустриальной группы «HATI», автор ряда сольных экспериментальных проектов, а также соучредитель фестивалей современного искусства) пригласил для записи многих своих знакомых музыкантов, отчего материал «Panoptikon» вышел эклектичным, но не растерявшимся в череде сменяющихся звуковых зарисовок. Слушатель словно переносится на место того самого «невидимого охранника», и, медленно вращаясь по кругу, заглядывает в разные уголки этого музыкального сооружения. Начинаясь в импровизационной, почти что фри-джазовой манере, альбом неожиданно обернется туманной утренней пасторалью с мычанием коров и тревожным, заливающимся в истерике пастушьим рожком, потом переметнется к сложным электроакустическим преобразованиям, а ближе к середине обернется возвышенной и мрачной готикой, чтобы потом уйти в непроглядные глубины и провалы катакомб темного эмбиента, где стелющийся туман плотного гула разбивает звон и грохот металлической перкуссии (в записи участвует Дариус Войтас из «HATI», и это хорошо слышно). Потом альбом сделает еще один круг, остановится где-то подольше, минует какие-то фрагменты быстрым шагом, ударится в рефлексию, чтобы показать взбаламученный мрак человеческой души, порождающей чудовищ и героев. Есть саундтреки, которые не могут жить без визуального ряда, не обретают они плоть без движущихся и говорящих картинок. Этот саундтрек вполне самодостаточен и без них, полностью раскрывая тему и смело манипулируя образами, атмосферой, настроением. Талантливая и оригинальная работа.

 

www.rafalkolacki.com

http://zoharum.com

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s