Burkhard Stangl – Unfinished. For William Turner, painter

stangl

Touch, TO:92, 2013

 

1. Unfinished:

Mellow

Waiting

Longing

2. Unfinished. Sailing

3. Unfinished. Ending

 

В 2003 году автор этого альбома, Бюркхард Штангль, посетил галерею в Лондоне, где были выставлены работы Уильяма Тернера, которого критики и искусствоведы считают предтечей импрессионистов. Штангль был покорен полотнами художника, особенно впечатлили его поздние и так и оставшиеся незаконченными полотна, в которых Бюркхард увидел абсолютную гармонию, не допускающую ничего лишнего – только чистый цвет, воздух и вода. Выйдя из галереи, музыкант стал представлять себе, как можно перенести живопись в музыку, как передать оттенки цвета полутонами нот. Эта идея развивалась на протяжении десяти лет, пока не нашла свое воплощение на альбоме «Unfinished», где Стангль предпринял-таки попытку завершить незаконченные полотна Тернера. В качестве основного инструмента он выбрал гитару, именно ее звучание призвано исполнить эту миссию.

Штангль берет за основу своей музыки простые и лаконичные, очень минималистичные аккорды – словно в блаженном забытье или в рассеянной мечтательности перебирает струны, каждым движением вызывая образование новых звуковых конструкций. Как заведено в экспериментальной музыке, «привычное» звучание этих струн – только повод, исходное движение, все самое интересное для «искушенного» слуха происходит не на струнах, а между ними. Сталкиваются между собой гулкие вибрации, рождая раскатистые отголоски и бесконечно медленно затихающее эхо, плавно переходящее при этом в новообразованные движением пальцев звуки и обреченное таким образом почти что на бесконечность. В «оригинале» гитара близка к блюзовым аккордам, а зачастую ей присуща игра в классику, мимикрия под звучание цитры и других схожих струнно-щипковых инструментов – в итоге из всего этого рождается нарастающая тишина, нарушаемая фантомными, для многих паразитическими звуковыми раскатами и перемещениями, и дополненная другими «помехами» и артефактами «правильной» музыки, вроде глитчевых потрескиваний и обычных «полевых записей», хаотичного уличного шума, которому тоже присуща своя, практически алгебраическая гармония. Может быть, в осознании этого и кроется весь смысл этого альбома, выводящего из тени музыки целые потаенные массивы, убедительные в своей абсолютной и обаятельной простоте.

 

http://stangl.klingt.org

www.touchmusic.org.uk

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s