Phill Niblock – Touch Five

TO91

Touch, TO:91, 2013

 

CD1:

1. Feedcorn Ear (Arne Deforce, cello) (29:48)

2. A Cage of Stars (Rhodni Davies, electric harp) (28:18)

 

CD2:

1. Two Lips (ZWERM Guitar Quartet) (23:00)

2. Two Lips (DITHER Guitar Quartet) (23:00)

3. Two Lips (COH DA Guitar Quartet) (23:00)

 

На очередном релизе Филла Ниблока для «Touch» собраны его работы, полученные в результате манипуляций со звучанием живых инструментов. На первом диске представлены работы, появившиеся в результате традиционных (для творчества Ниблока) преобразований исходных материалов в статичные дроновые монолиты путем накладывания звуковых потоков и их смещения относительно друг друга, замедления и неуловимых сдвигов. Композиция «Feedcorn Ear» создана при участии бельгийского виолончелиста Арне Дефорса (это третья совместная работа музыкантов) и представляет собой долгое путешествие в мир микрозвуков, осуществленное с помощью «Макинтоша», на котором Филл нарезал исходники на отдельные треки, чтобы затем переставить их, перемешать, превратив в вялотекущие, но пластичные ручейки звука, из которого в итоге и получается «Feedcorn Ear» – «нестатичная статика», постоянно видоизменяющийся трек, медленно перетекающий через границу гудящих абстракций с территории электроакустики и академического авангарда. Второй трек, «A Cage of Stars», был записан для фестиваля, посвященного столетнему юбилею (и двадцатой годовщине смерти) Джона Кейджа. Во время студийной сессии звук не только записывался, но и визуализировался с помощью специальных программ, так что Родни Дэвис мог наблюдать движение саунда, его амплитуду и даже оттенки. Повлияло ли это на получившийся в итоге материал или нет – неизвестно, да и, наверное, неважно. Важно, что в «готовом виде» мы слышим более статичную, массивную и более темную по своему настроению работу, резонирующие пласты гула стелятся буквально под ногами, поднимая изредка невесомую дымку тумана, в котором тают какие-то образы, лишенные конкретики, но не лишенные привлекательности.

Материал второго диска был подготовлен другим способом – получив в свое время предложение написать музыку для оркестра, Ниблок сочинил несколько композиций, которые, насколько я понимаю всю эту музыкальную теорию и его неуемную фантазию,  должны были проигрываться многократно, причем музыканты постоянно повторяли уже записанные отрывки, прослушивая их через наушники с пленки, которая могла замедляться, ускоряться и искажаться. После чего все треки собирались вместе и Ниблок приступал к своей «основной» работе, погружаясь в мир микроскопических движений между полутонами. Впрочем, может быть, схема была чуть другой, более сложной или простой, главное, что она включала в себя монотонные повторы, и каждый из них в итоге порождал копию, которая по разным причинам не могла быть полностью идентичной. За эту кропотливую работу взялись участники трех гитарных квартетов, имеющих определенную славу на ниве авангардной музыки. Что характерно, у каждого из коллективов итоговая работа получилась совершенно отличной от работы коллег. У «ZWERM» интерпретация «Two Lips» вышла более подвижной, в ней перемещения звуков относительно друг друга более отчетливы, отчего трек не вызывает желания назвать его монотонным или же замершим в одной точке. Версия трио «DITHER» сгущается на темной стороне «палитры», выстраивая двадцать три минуты молчаливо гудящих, резких резонансов и мрачноватых блужданий. Напротив, композиция «COH DA» сразу же обозначает свое внимание к эмбиентной, чуть расслабленной статике и тишине, неспешный и ровный гул, обитающий меж дрожащих гитарных струн, располагает  к себе «теплыми», прозрачными интонациями.

Очередная подборка работ композитора, который умеет делать неподвижное подвижным и наоборот. И одного их тех мастеров, творения которых интересно слушать и без научной базы и умных раскладов по теории композиции. Хотя (что и отмечено текстом выше) без этого порой тоже не обойтись.

 

www.phillniblock.com

www.touchmusic.org.uk

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s