Pauline Oliveros, Francisco López, Doug Van Nort, Jonas Braasch – Quartet for the End of Space

Quartet-for-End-of-Space-Oliveros-Lopez-Van-Nort-Braasch

Pogus Productions, POGUS 21059-2, 2011

 

1. Doug Van Nort – Outer (8:11)

2. Jonas Braasch – Web Doppelganger (5:01)

3. Francisco Lopez – untitled #270 (11:28)

4. Pauline Oliveros – Mercury Retrograde (12:29)

5. Jonas Braasch – Snow Drifts (7:15)

6. Doug Van Nort – Inner (8:30)

7. Pauline Oliveros – Cyber Talk (8:05)

8. Francisco Lopez – untitled #273 (9:17)

 

Своего рода «команда мечты» электроакустической музыки представляет свой совместный проект «Quartet for the End of Space», на котором представлены по две композиции от каждого из исполнителей. Авторство треков сугубо индивидуально, но создавались они в результате совместных сессий, когда музыканты обменивались исходными материалами, пытаясь понять и озвучить то, что находится, по их мнению, за пределами видимого и постигаемого нами пространства. Тема, безусловно, фантастическая и связана с космосом, темы которого хорошо слышны здесь – правда, порой они достаточно нелегки для восприятия.

Дуг Ван Норт начинает альбом с монументального гула с вплетенными с него металлическими звуками – собственно, очень быстро понимаешь, что все звуки «сняты» с поверхности металла, вопрос в том, как это было сделано. А сделано было с разной интенсивностью, вот почему моменты разреженной тишины разрываются треском, шорохом и сдавленным дыханием железных труб, после чего следует провал в оркестровую яму, где лютует нойз, хаотично прыгающий по стереоканалам. На своем втором треке «Inner» Дуг тоже склонен исследовать металлические объекты, но здесь его привлекает звенящий шелест бубенчиков или ветряных колокольчиков, уносящийся в космические пустоты. Йонас Брааш на «Web Doppelganger» манипулирует со звуками небольшого ансамбля, выделяя в качестве лидера тромбон, который находится в легком шоке от того, что его заставляют здесь делать,  поэтому его фри-джазовые импровизации звучат сдавленно на фоне блуждающих шумов, пасторальных полевых записей и фонового гула. «Snow Drifts», напротив, очень минималистическая, эмбиентная вещь, ее не столько интересно слушать, сколько ощущать – невидимые пульсации тихо прикасаются к барабанным перепонкам, вызывая еле ощутимое давление. Паулин Оливерос в последние годы привыкли видеть с аккордеоном, но здесь она снова занята манипуляциями с различными электронными устройствами и программами. Ее треки основаны на некоей «звуковой геометрии» – как человек, далекий от точных наук, никакой особой геометрии я в ее работах не ощутил, впрочем, это не значит, что ее там нет. «Mercury Retrograde» – преобразование «живых» звуков, декомпозиция, свободная импровизация и игра полутонами и микросдвигами. «Cyber Talk» – переход на совсем другой уровень логики, диалоги машинного кода, препарированные сигналы андроидов и прочие кибернетические странности, от которых идет кругом голова. Очень удивил Франциско Лопез, его очередные «безымянные» треки реально получились самыми интересными и завораживающими на этом альбоме. «untitled #270» – повторяющиеся циклы каких-то процессов, доносящиеся словно из колодца или из под воды; при всей повторяемости этих циклов от них очень сложно оторваться. «untitled #273» глобальный космический эмбиент и тонкие, молекулярные конструкции звука, создающие впечатление, что Лопез действительно вышел за пределы привычного пространства Вселенной, открыв гармонию иномирных процессов.

Разноплановый альбом с хорошо продуманной и реализованной концепцией. Конечно, всем рекомендовать не стоит, но слушателям, любящим манипуляции со звуком, которые проводят все-таки «математики», а не «лирики», ознакомиться с ним стоит однозначно.

 

www.pogus.com

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s