Antje Vowinckel – Terra Prosodia

terra_prosodia_cover

Gruenrekorder, Gruen125, 2013

 

1. Rumansch

2. Gutamal

3. Provencal

4. Wallis-Deutsch

5. Provencal

6. Gascon

8. Scottish-Gaelic

 

Мы часто слышим о том, что надо спасать вымирающие виды растений и животных, но мало кто говорит о том, что в спасении (или, хотя бы, в пристальном внимании) нуждаются языки. Являясь не только передатчиком информации, но и носителем ценного культурологического и этического кода той или иной человеческой общины, они составляют некий Гипертекст – и с исчезновением того иного языка или его диалекта в этом Тексте теряется что-то важное, невосполнимое. Берлинская артистка и радиоведущая Антье Вовинкель отправилась в путешествие по Европе, чтобы запечатлеть особенности редких диалектов, а потом, в студии, превратила эти записи в sound art проект, придав им неожиданное, но всегда очень верное звуковое оформление.

Приготовьтесь к тому, что различные люди (дети, мужчины, женщины, старики) будут рассказывать вам истории. Неважно о чем: о погоде, о спорте, о значительных и не очень происшествиях в их жизни, одним словом, те истории, которые вы легко можете услышать на лавочке возле дома или в очереди супермаркета. Приготовьтесь к тому, что эти истории будут вам непонятны, а проскакивающие в речи знакомые слова быстро растворятся в необычной музыке слов незнакомых, прошедших через исторический и социальный фильтры той или иной группы людей. Может быть, эти истории даже не закончены или вообще представлены здесь без начала и конца, ведь Антье забирает от них мелодическую, лингафонную суть, выделяя в потоке слов характерные только для данного диалекта особенности и «смакует» их, заставляя повторяться, дробит на фрагменты, которые потом смешиваются в случайном порядке, вновь «выруливая» на знакомую дорожку фраз и предложений. Звуковое, а, точнее, шумовое сопровождение историй минималистично: треск коротковолновых приемников, кусочки музыкальных произведений и спонтанные импровизации на «настоящих» инструментах и подручных предметах. Как ни странно, но этот шум отлично дополняет звучание слов и усиливает вызываемые ими образы самих рассказчиков: например, когда за дело берется солидный мужчина, его сопровождает почти что джазовый бас, а когда о чем-то рассказывает ребенок, на заднем фоне царит управляемый дребезжащий хаос детских игрушек. Это придает незнакомым словам больше образности и правдивости, ведь поток шумов можно сделать ироничным, а можно придать ему драматические оттенки – в полном соответствии с сюжетом повествования. Повествования, которое, в случае смерти диалекта станет совсем другим и, может быть, потеряет или приобретет новые смыслы, станет частью следующей истории, которая погребет под собой эти  простые и обыденные фрагменты чьей-то жизни. И пусть это обычный процесс и никуда от этого не деться, но мы сейчас имеем уникальную возможность сохранить это для настоящего и будущего, что альбом «Terra Prosodia» и помогает осуществить.

 

www.gruenrekorder.de

Advertisements

One thought on “Antje Vowinckel – Terra Prosodia

  1. Pingback: Gruenrekorder » Archive » Review | By maeror3 / darkroomrituals – Antje Vowinckel | Terra Prosodia

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s