Machinefabriek ‎– Dubbeltjes

Dubbeltjes

Zoharum ‎– ZOHAR 063-2, 2014

1.  Huiswerk1 (3:56)

2.  Huiswerk2 (4:14)

3. Hilary (5:16)

4. Jeffery (4:43)

5.  Ontrafelde Tonen 1 (1:53)

6.  Ontrafelde Tonen 2 (4:34)

7.  Ontrafelde Tonen 3 (4:19)

8. My Funny Valentine (2:06)

9.  Oh Doctor Jesus (1:57)

10.  Ax (5:00)

11.  Eeuw (4:17)

12.  Danse Des Loops (5:47)

 

Среди исполнителей экспериментальной музыки тоже есть свои явные «звезды» – и голландца Рютгера Зюйдервельта можно смело к ним отнести. Его «Machinefabriek» востребован публикой, релизы выходят более чем регулярно, охватывая все возможные носители и цифровые форматы, он успешно гастролирует и каждая его работа заслуживает хорошие отзывы. Затеяв почти что беспроигрышное дело под названием «переиздание редкостей от известного музыканта» польский лейбл «Zoharum» подготовил собрание коротких работ «Machinefabriek», изданных до этого на мини-CDr, кассетах и виниловых «семерках» – носителях, которые, по словам самого Рютгера, отлично подходят для коротких и необычных экспериментов со звуком.

Два части «Huiswerk» собраны из звуков гитары, загнанных в сэмплер. Меланхоличное бренчание на струнах имеет тенденцию к неожиданным сбивкам и припорошено белым шумом, а также упорно стремится трансформироваться в монотонный, плотный гул. На двух следующих треках мы слышим игру Хилари Джеффри («Kilimanjaro Darkjazz Ensemble») на тромбоне – очень заторможенные звуки, также стремящиеся растворится в рассеянном и абстрактном дроне, но иногда словно стряхивающие с себя это наваждение и звучащие более «традиционно». Местами похоже на разминку оркестра перед выступлением, правда, при таком раскладе зрители бы засыпали еще до начала основного действа. «OntrafeldeTonen» – музыка для инсталляции. Две «полевые» пьесы, записанные, судя по всему, в пустом и полуразрушенном доме (скрип, дыхание неожиданного и редкого гостя, скрипучий шепот стен, сохранивших эхо давнего разрушения), между которыми разместилась превосходная конструкция из этериальных голосов, поющих небесные хоралы и создающих совершенно нереальную атмосферу. «MyFunnyValentine/ OhDoctorJesus» – игра в классику при пособничестве Гарета Дэвиса, исполнившего на кларнете известные джазовые вещи. «Machinefabriek» их приглушает, режет на петли, хорошенько смешивает и превращает в чудесные медитативные пейзажи, куда привносят жизнь шумы дыхания и различные приятные слуху щелчки и потрескивания. Финальная часть «Dubbeltjes» способна покорить самого взыскательного «эмбиентомана». «Ax» – короткие лупы, которые Зюйдервельт наслаивает друг на друга, слегка разгоняемая трескучей статикой тишина и многослойные гитарные пассажи, уходящие в вечернюю меланхоличную безмятежность. В «Eeuw» мягкое потрескивание винила создает ностальгическое настроение, а эмбиентная фактура его усиливает, оставляя приятную легкость, которую хочется прочувствовать еще не единожды. «DanseDesLoops» – разворачивающийся на фоне ритма (явно отбиваемого палкой) эмбиент, эпичность которому придают затонированные оркестровки и мелькающие то тут, то там клавишные экспромты. Красиво, ничего не скажешь.

«Dubbeltjes» – хороший повод познакомиться с многогранным творчеством «Machinefabriek», если вы по каким-то причинам этого еще не сделали, и отличный подарок поклонникам голландского музыканта, который не только чувствует присутствие музыки в каждом, порой незначительном звуке и шуме, но и отлично умеет извлекать ее из этой среды.

 

 

www.zoharum.com

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s