Arturas Bumšteinas – Epiloghi

epiloghi

Unsounds, 39U, 2014

 

1. Epilogue 1. Desire – Creaking, Crackling, Rustling (02:10)

2. Epilogue 2. Hate – Noises obtained by beating on wood (03:06)

3. Epilogue 3. Love – Whispering, Muttering, Gurgling (06:02)

4. Epilogue 4. Sadness – Wails, Howls, Sobs (06:47)

5. Epilogue 5. Joy – Whistling, Hissing, Puffing (11:24)

6. Epilogue 6. Wonder – Roars, Thunders, Explosions (08:53)

7. NightontheSailship(22:28)

 

Альбом литовского музыканта Артураса Бумштейнаса включает два его произведения: «Epiloghi: SixWaysofSayingZangtumbtumb» и «NightontheSailship», объединенных тем, что созданы они с помощью театральной «шумовой машины», которой со времен барокко и до наших дней во время спектаклей имитируют звуки природных стихий и окружающие шумы, призванные подчеркнуть драматический эффект той или иной сцены. Но, если для понимания «NightontheSailship» это описание будет вполне исчерпывающим, то шесть глав «Эпилогов» требуют от слушателя гораздо больше эрудиции и внимания. Здесь Артурас прослеживает историю театра от момента появления первой оперы (ею общепризнанно стала «Дафна» Якопо Пери, впервые увидевшая свет в 1597 году во время Венецианского карнавала) до того странного состояния, к которому его должны были привести радикальные идеи футуристов и постмодернистов, в частности, источником вдохновения для Бумштейнаса служили манифест «Искусство шумов» Руссоло и стихотворение «ZangTumbTumb» Филиппо Томасо Маринетти. Название каждой из глав взяло себе одну из сильнейших людских эмоций, что призваны подчеркнуть составившие композицию звуки – а они получились весьма необычными. Артурас использует раритетную «шум-машину», создавая целую симфонию шумов, от тишайших шорохов до раскатистого рева стихии. Вместе с этими шумами театральные подмостки заполняют архивные оперные арии, доносящиеся со скрипящих пластинок, и пропитанные  барочной пышностью партии клавесина, играющего лаконичное попурри из мелодий 16-21 веков, которые наверняка можно было бы опознать, если бы они не были мелко порублены и разделены на микроскопические фрагменты, обитающие средь нервных перебивок. Этот поиск предполагаемого эпилога к уже упомянутой «Дафне» призван показать цикличность культурных процессов или же подвести слушателя к осознанию безоговорочного финала современного искусства, вслед за чем новые поиски должны привести нас на новые, неизведанные территории – какая из этих версий ближе вам, решайте сами. Теперь о «NightontheSailship» – это настоящий моно-спектакль «шумовой машины», где она играет сразу все роли, от корпуса деревянного корабля, несомого волнами в ночной темноте, пока команда спит в трюме, до стихийных природных появлений, пытающих корабль и его экипаж порывами ветра, толкающих в бока высокими волнами и заливающими холодными потоками дождя. Здесь только эти фоновые звуки – но они в полной мере помогают представить себя в темном трюме, в покачивающемся гамаке, в чреве огромной деревянной конструкции. Довольно сильные переживания, надо заметить.

 

Сложная и интересная электроакустическая работа, совершенно заслуженно получившая несколько почетных призов. Философское осмысление эволюции творческой мысли и технического гения, открывшего столько новых горизонтов для творчества.

 

www.unsounds.com

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s