Various Artists – Thalamus IV

cover (1)

kultFRONT, KF-XXI, 2014

 

01. Maruun – You Talked About Meaning

02. Maruun – Got Some Hash?

03. Mortart – Monophilia

04. Mortart – Execution Slaks

05. Horda Morda – NvsG 1

06. Horda Morda – NvsG 2

07. Tsaraas – Polaris

08. Tsaraas – Ona

09. Sal Solaris – They Live (Сonclave Obscurum, pt. 1)

10. Sal Solaris – We Sleep (Conclave Obscurum, pt. 2)

 

Фестиваль «ThalamusIV» датирован 2007 годом, но физическое воплощение его музыкальных форм состоялось только сейчас – так что кто-то скажет «опоздали», а кто-то скажет, что всему свое время. Я склоняюсь ко второму варианту: или идеи и образы, заложенные в шумовых экспериментах участников фестиваля оказались настолько универсальными и актуальными (хотя и упорно не предназначенными для ушей среднестатистического потребителя радиоэфира), или же время, быстро пробежав по этим годам, догнало настроение сборника и стало еще больше ему соответствовать, укрепившись мраком и ироничной мизантропией.

Начинаясь с ускоренной выдержки из монолога «Сталкера», предлагающей порассуждать о музыке, трек «YouTalkedAboutMeaning» Владимира Маневцова («Maruun», «Bardoseneticcube») сразу же от привычной музыки дистанцируется напористым нойзом, прошедшимся по ушам шершавыми сигналами и плотными нагромождениями звуков. Правда, очень скоро все стихает, и облеченные в мрачную мелодию короткие петли на фоне сгенерированных электронных шумов звучат весьма загадочно и нагнетают тревогу, особенно тогда, когда их настигают дисторшированные голоса, чьи интонации не предвещают положительных эмоций. Предложение послушать немного харша в названии второго трека «Maruun» обманчиво – вместо этого получаем манипуляции с голосом, приобретающие вид ритуального заговора, блуждание по клокочущим радиоволнам, ровный гул и продолжительный фрагмент не знаю из какого фильма, описывающий реалии чеченской войны: шмаль в обмен на патроны, выкуп трупов земляков за деньги и прочие обстоятельства, которые сталкивают сражающихся друг против друга солдат и заставляют их понять, что, в общем-то, им есть о чем поговорить и что вспомнить. Отчего война кажется еще более страшной и совсем нелогичной. «Mortart» – ростовский проект, занимающийся шумовой игрой в ассоциации. «Monophilia» восемь минут маскируется под лютую метель, словно ее завывания пойманы микрофоном (если не диктофоном, судя по записи) и заключены в замкнутое пространство, где ей только и остается, что насуплено гудеть. Второй трек представляет собой маргинальный вариант «concretemusic»: обильно приправленные великим и могучим матом разборки в стиле «нечего тут собираться по ночам», записано с балкона и звучит соответственно. «HordaMorda» в лице Гоши Солнцева и Фила Монопольки исполняет «digital black noise hardcore» и этому названию то, что воплощено в двух треках, почти что полностью соответствует. Колючий, сверхконцентрированный и монотонный цифровой нойз, низко ревущие гитары, не/человеческий рык, обратная связь и прочие шумовые прелести на радость соседям. Второй трек звучит более психоделично и по-рокерски мясисто, срывая в финале аплодисменты. Рязанцы «Tsaraas» декаденствуют и предаются поэтической мизантропии: фантомами памяти мелькает детский смех, чей-то шепот, расстроенный орган и минорные клавиши, звенящие реквиемом в пустоте комнат, заполненных сквозящим гулом, тревожный darkambientи драматические залпы оркестра, перемежающиеся с томно-загадочным женским голосом (воспринимаемым как девичий аналог «MajdanekWaltz»), читающим стихи, в том числе и «я всегда буду рядом», знакомое по известному треку «Anthesteria», тоже носившему название «Она». Иногда создаваемые образы вызывают дрожь от предвкушения чего-то темного и безысходного, а иногда создается впечатление, что все это уже осталось далеко позади. «TheyLive» «Солнечной Соли» воспринимается реверсивным треком: начинается он с космических пустот и роботизированных голосов, которыми обычно говорят программы и роботы в НФ-фильмах о будущем, а затем звучание движется сквозь шумное настоящее к радостному прошлому, представленному незатейливыми «парковыми» мелодиями гармошки и непринужденным смехом. Правда, заканчивается все это фразой «Ты не представляешь себе Ад», сказанной голосом человека, который как раз прекрасно представляет себе Ад, приютив его в своей душе. «WeSleep» – электронные ритмы, калейдоскоп повторяющихся сигналов, легкий, не тревожащий сон шум, эмбиентная статика, разбуженная бредущими бесконечными кругами сэмплами, в том числе взятых из неких академических сочинений. Завораживающая простота и неожиданно открывающаяся глубина, в которую и страшно, и интересно заглянуть.

Сильная компиляция. Не решусь сравнивать ее с предыдущими частями, скажу лишь, что время нисколько не состарило эти звуки (хотя не все проекты дотянули до сего дня и остались интересными их создателям), напротив, превратило их в некий концентрат, оказывающий полезное действие на ваш таламус.

 

http://kultfront.bandcamp.com

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s