Kátai Tamás – Erika Szobája

tamas katai

GS Productions, GSP 51, 2014

 

1. Télvíz (13:02)

2. Zölderdõ (3:50)

3. Renoir kertje (5:18)

4. Esõben szaladtál (6:05)

5. Ázik az út (4:28)

6. Sûrû völgyek takaród (5:06)

7. Õszhozó (8:40)

8. Mécsvilág (4:10)

9. Zúzmara (5:25)

 

Этой музыке, как и любой другой, можно придать много различных смыслов, но из всех образов и слов, приходящих при прослушивании этого единственного сольного альбома (получившего свое второе «физическое» воплощение стараниями московского лейбла «GS Productions») венгерского музыканта Тамаша Катая (создатель культовых «Gire» и «Thy Catafalque»), лично мне очень близка фраза про «последнее лето детства». Это лето и это детство принадлежат некоей Эрике, и проводит она его где-то за городом, в старом доме, открывая в привычных теплых днях на лоне природы странные и необратимые изменения в своей маленькой вселенной. Уже в утреннем воздухе чувствуется тревожащая сердце горчинка меланхолии, когда приходит понимание того, что этот миг никогда больше не повторится; уже пробежка под холодным дождем не кажется такой веселой и бесшабашной затеей, а способна вызвать не только озноб, но и легкую панику, когда тяжелые струи размывают землю и ткут вокруг непроницаемую паутину; уже ложатся тяжестью трескучие гудки телефона, а в далеком грохоте поездов присутствуют нотки разлуки, а не скорой встречи. Но все-таки солнце еще беззастенчиво ласкает своим теплом, речная вода обвивает лодыжки нежным журчанием, птицы радостно приветствуют каждое твое появление щебетом – все вроде как обычно, если не считать неизбежных символов, знаков и явлений, все активнее оттесняющих от прекрасного мира Детства.

Не знаю, это ли имел ввиду автор или же он облек в музыкальную форму какие-то свои личные переживания, воплотив их в атмосферную, эклектичную музыку (настолько самобытную, что лучше от нее ничего не ожидать, особенно всякого пост-блэка в духе «основных» проектов Тамаша), порой не избегающую напряженных и даже драматических моментов. Грустный и ностальгический минимализм пианино обернут туманной дымкой эмбиента, в моменты эмоционального напряжения преображающегося в неоклассические пассажи, дополненные романтичной тоской скрипок и виолончели, а также различными «бытовыми» звуками, активно участвующими в создании уникальной атмосферы «Комнаты Эрики»- чего стоит тихое тиканье часов в «Télvíz», лаконично описывающее неумолимую и неторопливую поступь времени. Также представлены весьма зажигательные венгерские народные мелодии, переходящие в жизнерадостные летние вальсы, пронизанные прозрачным перезвоном колокольчиков. Не избегает Катай и поэтических цитат, положенных на неофолковые мотивы, ловко обращается с электронными звуками, которые, хоть порой и кажутся чужими в этом «живом» мире, вносят свою «дарквейвовую» лепту фэнтезийными переливами синтезаторов и пульсирующими ритмами, сопровождающими угнетенное завывание электрогитар («Sûrû völgyek takaród»). Из всего этого выстраивается целый мир – не очень большой, но очень живой и осязаемый; мир, который под конец боишься разрушить неловким движением или лишним звуком, но который сам способен разрушить что-то внутри слушательской души – хотя бы заскорузлые корки взрослого рационализма, одарив взамен умением слышать бег времени и дорожить каждым неповторимым мгновением. Красивый альбом.

 

 

http://gsp-music.com

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s