Rutger Zuydervelt ‎– Stay Tuned

Stay Tuned

Baskaru ‎– karu:31, 31, 2014

 

Новый проект Рутгера Зюйдервельта (на сей раз голландец не прибегает к своему знаменитому псевдониму «Macinefabriek») объединяет просто невероятное количество музыкантов: свою лепту в создание этой инсталляции, позже воплотившейся в альбом, о котором пойдет речь, внесли сто пятьдесят три человека. Выискивать среди них знаменитостей экспериментальной музыки, чтобы козырнуть именами, интересно, но долго, ибо их здесь реально много: права быть упомянутыми заслуживают и Орен Амбарчи с Эйданом Бэйкером, и Оливия Блок с Аароном Мартином, и Стив Роден с Майклом Банабила, но это только те явные фавориты, которые выцепил глаз из длинного списка, украсившего две стороны диджпака. Идея альбома заключается в создании виртуального оркестра, чтобы слушатель мог представить себе, как он неторопливо движется мимо длинной вереницы исполнителей, разбитых на группы (по инструментам), слушая, как они бесконечно тянут одну тональность в то время, как рожденные ими звуки «догоняют» только что сыгранные партии их коллег, создавая бесконечно меняющееся, наполненное непредсказуемыми мелочами пространство. Когда представляешь себе, что могут сыграть на этих инструментах (гитары, скрипки, перкуссия, духовые и всякая экзотика, вроде цитры, а также самый естественный и доступный инструмент – голос) сразу 153 человек, первым делом ожидаешь, нажимая кнопку «play», что вот прямо сейчас нечеловечески огромная звуковая масса просто тебя раздавит – но нет, Зюйдервельт ставит перед собой совсем другие цели. Каюсь, я часто использую слово «минималистичный», описывая ту или иную музыку, но в случае «Stay Tuned» этого слова просто невозможно избежать. Это действительно очень минималистичная музыка, тихо и почти незаметно развивающаяся сразу во всех направлениях. Лаконично дрожат и гудят струны, тянущие одну бесконечную ноту, затем, на некоторое время к ним присоединяется малозаметная перкуссия, разгоняющая статику, к которой, однако, стоит внимательно прислушаться, чтобы найти в ней массу встречных, пересекающихся и параллельных потоков, каждых из которых придает этой абстрактной идее осязаемую плотность и гармонию. Затем в дело вступают гитары, генерируя низкий, гитарный гул, довольно, впрочем, разреженный, пронзаемый различными шумовыми вкраплениями, в итоге выходящий к группе вокалистов, произведенный эффект от выступления которых полностью, признаться, перекрывает неоднозначные ощущения от только что завершенных (но все еще обитающих в пространстве в виде эха) манипуляций их коллег. Голоса догоняют друг друга, обгоняют, вступают в бессловесные, диалоги, придавая своими аккуратными перемещениями этому колоссу «Stay Tuned» самое главное, что отличает хорошую работу от поделки – они зажигают искорку жизни.

Не скажу, что реализация идеи, положенной в основу проекта, удачна на все сто – в наши дни с помощью лэптопа и гораздо меньшего инструментария можно получить аналогичное произведение, а замах автора обещал нечто совершенно глобальное. Но саму идею и кропотливую работу по ее реализации, не предполагающую, вопреки возможностям, поиск легких путей, оценить стоит. Да и работа эта явно не на один раз, ее стоит погонять по кругу, погружаясь в нее с головой или же, напротив, пустив тихим фоном, чтобы различить, выделить (или выдумать) скрытые нюансы.

 

 www.baskaru.com

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s