Klaus Schulze ‎– In Blue

inblue

С 1991 года, после выпуска альбома «Beyond Recall», у Клауса Шульце наступил период студийного молчания, в полной мере компенсировавшийся регулярным выпуском «живых» записей, подготовкой огромных и трудоемких антологий, завершением таких необычных проектов, как двухдисковая опера «Totentag», вслед за которой, освещая все возрастающий интерес немецкого композитора к академической музыке, последовал диск с его интерпретациями классических произведений «Goes Classic», и изданием саундтрека к кинофильму. Плодовитое, одним словом, выдалось времечко, после которого можно было немного расслабиться и отдохнуть. Казалось, именно эти цели и поставил перед собой маэстро, выпуская на двух дисках свой следующий студийный альбом «In Blue». Поклонники заметили здесь нотки ностальгии – уже одно участие Мануэля Готшинга, с которым Шульце в свое время играл в группе «Ash Ra Temple», достаточно прямолинейно об этот говорит. Но в целом этот гигантский альбом продолжает основные темы творчества Клауса, превалировавшие с конца восьмидесятых по середину безумных, рейвовых девяностых, переосмысливших всю электронную музыку.

Первый диск альбома занимает монолит «Into the Blue», разбитый на несколько частей. В заглавной части с «титульным названием» явно объясняется, что меланхолия и грусть – основные темы этой музыки. Атмосферные, лирические эмбиенсы неожиданно взрываются фрагментами ораторий, а неспешные импровизации усыпляют, плавно окутывая пеленой звука. Но постепенно музыка наполняется драматическим ожиданием и волнительными пассажами – внезапно пробуждающийся трансовый ритм скидывает пелену меланхолии, в электронные секвенции врастают сэмплы целого оркестра, имитируя будоражащие струнные и витиеватые монологи духовых, которым вторят арабески восточных мотивов. Что-то здесь намекает на помпезность барокко, на размах вагнерианских опер, на сложность, многогранность и символизм современной камерной музыки. Середина диска – пик его эмоционального напряжения, его крещендо. Затем накал стихает: ритм замедляется и рассеивается, одинокие флейты и гобои (сэмплированные, само собой) тянут свои одинокие, бесконечные пасторали, которые будоражит лишь эхо голосов. Но и это затишье обманчиво: пусть и отдающий скупыми пульсациями, дробный ритм перкуссии тянется до самого конца, ведя за собой нервные вспышки скрипок. Также интересны редкие намеки на «природные» звуки – голоса китов или пение птиц, что может намекать на экологическую тему, как то задействованную на этом альбоме, недаром слово «blue» связано не только с грустью, но и с водной стихией. Кстати, один из фирменных приемов Клауса того времени – разделять между собой треки громким звуком или грохотом ударных, – тоже реализован здесь в полной мере.

Второй диск стартует с долгих пустынных пейзажей, пронизанных меланхолией, но к ней однозначно можно приписать слово «светлая». Этому ощущению способствует не только электронные пассажи, опять же, наполненные отголосками хора, оркестровыми партиями и гротескными, словно изломанными синтезаторными экспромтами, но и мечтательной гитарной игрой Гетшинга, в которой хорошо слышится психоделическая космичность «Ash Ra Temple», но также прекрасно заметны вполне земные, средиземноморские мотивы. Однозначно,  вторая часть «In Blue» получилась менее экспрессивной и более созерцательной, хотя, если не брать во внимание гитару, создана она по тем же лекалам, что и первая часть дилогии. Явные отсылки к культовому диску Майлза Дэвиса «Kind of Blue»  хоть и ироничны, но вполне уместны, что-то в настроении определенно проглядывает и совпадает.

Закрывает «In Blue» бонусный диск, являющийся отличным мотиватором для тех, кто уже имеет в своей коллекции данный альбом. Здесь представлена вторая часть «Return to the Temple», записанная Клаусом и Мануэлем «по-мотивам» во время одной из радиопередач (она звучит в оригинальном исполнении, безо всяких доработок и редактур), а также два трека с живых выступлений. «Musique Abstract», стартующий под восторженные крики аудитории, склонен к превалированию ритма и абстрактной (под стать названию) сэмпладелике, а «Out Of The Blue 2» отсылает своим аналоговым саундом и «простым» ритмом на несколько периодов в творчестве Шульце назад, чуть ли в конец семидесятых или уж точно ко временам «второй стороны» пластинки «Trancefer».

Tracklist:

CD1: Into The Blue

  1. Into The Blue (15:24)
  2. Blowin’ The Blues Away (20:05)
  3. Blue Moods (04:29)
  4. Wild And Blue (35:35)
  5. Out Of The Blue (02:52)

CD2: Return Of The Temple

  1. Return Of The Temple-Midnight Blue (09:46)
  2. Return Of The Tempel (28:42)
  3. Return Of The Temple-Blue Spirits (04:30)
  4. Return Of The Temple-True Blue (01:40)
  5. Serenade In Blue-Aubade (06:16)
  6. Serenade In Blue-Kind Of Blue (18:06)
  7. Serenade In Blue-Blue Hour (04:01)
  8. Serenade In Blue-Senerade (05:56)

Bonus CD:

  1. Musique Abstract (07:02)
  2. Return Of The Tempel 2 (13:51)
  3. Out Of The Blue 2 (32:20)

 

www.mig-music.de

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s