Klaus Schulze ‎– Irrlicht

irrlicht

MIG ‎– MIG 01482CD, 2016

В 1972 году молодой музыкант, успевший до этого побарабанить на первом, краут-роковом альбоме малоизвестной тогда группы «Tangerine Dream», отправился в «Свободный Университет Берлина». Нет, не поступать на один из многочисленных факультетов, а записывать музыку – для этого он попросил местный «Coloquim Musica Orchestra» сыграть «что-нибудь на их вкус», пока он будет записывать их игру на обычный кассетный рекордер. Затем в студии юноша, вооруженный бюджетным набором аппаратуры (у него был полумертвый усилитель, для которого эта студийная запись стала «лебединой песней», перкуссия и электроорган, модифицированный так, чтобы его звучание было как можно менее на этот самый орган похожим), записал несколько импровизационно-экспериментальных треков, прибегнув к различным звуковым эффектам. Собственно, так начиналась История. История одного из ярчайших направлений в электронной музыке, ибо молодого человека звали Клаус Шульце, а первый его сольный альбом, изданный краутовым лейблом «Ohr», получил название «Irrlicht».

irrlicht2

В промо-материалах того времени этот альбом издатели окрестили «космической музыкой». Сам Клаус над этим долгое время потешался над этой формулировкой (утверждая, что в эпоху массового увлечения ЛСД и прочими «расширителями сознания» любая запись казалась космической), но факт остается фактом: на этом альбоме сильно присутствие необузданной, космической энергии. А еще на «Irrlicht», который, строго говоря, не относится к жанру «электроники», Шульце достаточно четко обозначил те рамки, по которым в последствии будут развиваться такие жанры, как «индастриал» и «эмбиент». Благодаря использованию эффектов композитор, наверняка вдохновляясь идеями его любимых «Pink Floyd»,  смог добиться затягивающего звучания из блуждающих, скользящих звуков в начале «Ebene» (заодно обозначив важную роль подобных длинных и кажущихся бесформенными вступлений из «заблудившихся» звуков не только в своем творчестве, но и в звучании большинства работ «берлинской школы») подготавливая путь для величественных партий оркестра, звучащих несколько в отдалении, словно их со слушателем разделяет пустота и тишина открытого космоса. Первый трек способен заворожить вас даже без скидок на простоту оборудования и срок давности, в нем присутствует некая иррациональность, столь искомая философами, заполняющая бесконечные звуковые просторы. И тьма, стонами и воем вторгающаяся в самый финал, говорящая о том, что страх и безумия, вызванные одиночеством и потерей ориентиров, являются источником настроение этой музыки. Вслед за энергетической вспышкой «Gewitter» вторая половина альбома оставляет слушателя наедине с мрачноватыми, атмосферными созвучиями, вызывающие сейчас ассоциации с «темным эмбиентом»; звуки оркестра замедленны и растворены в бесконечном потоке препарированных с помощью пленочных эффектов и «обратной связи» звуков неопознанной природы, в веренице которых словно сливаются в извечном противостоянии тьма и свет, образуя в итоге тот самый «обманчивый свет» из названия альбома. Композиция «Exil Sils Maria» близка по духу «электроакустике» и «конкретной музыки», экпериментальным жанрам, бывшим тогда на пике благодаря работам мэтров вроде Штокхаузена и Ксенакиса – как знать, были ли у Шульце шансы влиться в ряды этих будораживших мир академической музыки композиторов, если бы он не открыл для себя все возможности существовавшего тогда электронного оборудования?

irrlicht3

В свое время, «подсев» на музыку Клауса, я долгое время не решался взяться за «Irrlicht», рассуждая в том духе, что это еще не «электроника», а «проба пера», и «чего можно добиться при столь скудном наборе оборудования?». Именно по глупости я и услышал этот альбом одним из последних. Не скажу, что он мне понравился сразу или попал в десятку фаворитов, но сейчас, когда в руках отличное переиздание диска от «M.I.G. Records», я могу заявить, что это эпохальный альбом, автор которого предугадал столь многое и многих, что становится как-то даже неуютно. Мощная, визионерская и немного мрачная музыка, требующая от слушателя внимания и отдачи. И воображения.

 

Tracklist:

  1. 1. Satz: Ebene (23:23)
  2. Satz: Gewitter (Energy Rise – Energy Collaps) (5:39)
  3. Satz: Exil Sils Maria (21:25)
  4. Dungeon (Bonus Track) (24:00)

 

www.mig-music.de

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s