Klaus Schulze ‎– Blackdance

blackdance

В 1974 году перед Клаусом Щульце возникли те самые «Ways Of Changes», озаглавившие первый трек на его третьем альбоме «Blackdance»: эта пластинка была издана английским гигантом звукозаписи «Virgin», что обеспечило ей европейский промоушен и сыграло важную роль в росте популярности музыканта. Немецкие экспериментаторы тогда высоко ценились в Европе:  те же «Tangerine Dream» были на слуху у любителей экспериментальной музыки и только зарождавшейся электроники, которую многие расценивали как следующий этап развития рок-музыки. Вообще, интересное (наверное, ибо я тогда еще не родился и могу довольствоваться только воспоминаниями очевидцев) было время. Честно говоря, сейчас мне трудно было бы представить взлет подобной музыки и интерес к ней со стороны мейджоров – слишком уж она «не для всех», у ней довольно мрачное настроение и экспрессивное звучание, порой намеренно затянутое (как в «Voices Of Syn», где Клаус либо заигрался в роли шамана, либо просто стремился заполнить по времени вторую сторону пластинки). Но тогда все случилось как нельзя лучше, после чего даже странно как-то слышать на том альбоме нотки «необоснованной» тревоги и неуверенности.

blackdance3

Но обо всем по-порядку. Сейчас, переслушивая альбом спустя много лет (спасибо «M.I.G. Records» за роскошное переиздание, кстати), я воспринимаю его как рассказ о времени, которое бежит вперед, не замечая порой тех, кто хочет успеть за ним. В звучании альбома вообще превалирует тема «разъединения» – в «Ways Of Changes» партии двенадцатиструнной акустической гитары, на которой играет Клаус (а это не частое явление в его карьере) стремится убежать от тяжеловесных звуков органа, на фоне которых Шульце активно выкручивает ручки синтезатора, генерируя различные эффекты, кажущиеся сейчас допотопными, но для 1974 года вполне вписывающиеся в категорию «крышесносящего саунда», а в «Voices Of Syn» мы слышим явный конфликт хрипящего электронного бита и живой перкуссии. Вся эта неустойчивость создает нервозное настроение, отчего во многих отзывах «Blackdance» именуют мрачной работой немца, с чем я все-таки согласен не в полной мере. Да, здесь есть «Some Velvet Phasing», чистый звуковой сюрреализм, нагнетающий обстановку, и здесь есть вокальные партии Эрнста Вольтера Саймона, оперного вокалиста, которого Клаус попросил «спеть что-нибудь в классическом стиле» – эти моменты словно компенсируют стремительную гонку времени, говоря о вещах вечных, неизменных и непознанных, возвышающимися над сиюминутными желаниями человека и, может быть, даже довлеющими над ним.  И это все вкупе создает мощный эмоциональный заряд альбома, эхо которого не отпускает слушателя еще долгое время.

blackdance2

Разумеется, переиздание не могло обойтись без бонусов. В данном случае происхождение двух треков сам Шульце не мог объяснить – их откопали где-то в коробке и никто не помнит, когда они были сыграны. Про «Foreplay» особо сказать нечего, это голоса хора, пропущенные через множество эффектов. А вот второй бонус доказывает, что, вопреки ироничному вопросу в названии трека, synthies все-таки have balls, да еще какие! Здесь мощный ритм «живой» ударной установки соединен с замороченными и категорическими безумными синтезаторными импровизациями. Замени синты на электрогитару – и выйдет отменный психоделик-рок сейшен, плавящий мозги и отправляющий слушателей гулять по радуге в волшебных мирах. Занятная и энергичная вещица.

Переиздание классики электронной музыки продолжается. Как знать, может быть, эта внушительная затея «M.I.G. Records» последним воплощением дискографии Шульце на физических носителях, так что не упустите шанс. Оригинальное оформление, шикарный диджипак с буклетом, в который попали фото того времени, рассказ о музыканте и его воспоминания о записи альбома, и отличная музыка прилагаются.

 

Tracklist:

  1. Ways Of Changes (17:14)
  2. Some Velvet Phasing (8:24)
  3. Voices Of Syn (22:40)
  4. Foreplay (10:33)
  5. Synthies Have (No) Balls? (14:42)

 

www.mig-music.de

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s