Various ‎– Colours Of Black: Russian Neo-Folk Special

dark folk

Shadowplay Release ‎– SPR154, K-Records‎– KR-001, 2015

 

Третья часть без преувеличения, легендарной для отечественной «темной сцены» компиляции «Colours of Black» воронежского лейбла «Shadowplay» посвящена дарк-фолку, для которого российская почва стала если не родной, то однозначно плодородной. На сборнике представлены работы коллективов и исполнителей, с чьими именами этот жанр вызывает стойкие ассоциации на 1/6 части суши, композиции молодых авторов, в музыке которых можно разглядеть намеки на будущее развитие стиля, образцы «смежных жанров» и совместные работы «патриархов», преподносящие приятные (не стоит забывать, что этим диском «Shadowplay» отмечает десятилетие своей деятельности, куда уж без подарков) сюрпризы. Ну а тех слушателей, кто хочет подробно узнать об истории «темного фолка» в нашей стране, ждут рассказы (достаточно субъективные, но в этом их особенный шарм) Алексея Шептунова из «Moon Far Away». Он подготовил небольшую обзорную статью и лично представил каждого участника «Colours Of Black: Russian Neo-Folk Special».

Открывают диск «Sunset Wings» c треком «The Monochord», выполненном в традиционном духе «кёнигсбергской школы»: меланхоличные гитарные переборы, тоскующая скрипка и флейты, речитатив поэзии в духе классического романтизма, оставляющего ощущение светлой грусти.  Объединившись для создания «Rosarivm», «Splendor Solis» (ставшие одним из ярчайших открытий последнего времени) вместе с Count Ash выдают первостатейный «apocalyptic folk» в духе «Death in June» с налетом оккультизма: раскатистый ритм, уверенные гитарные переборы, тревожный шепот, плетущий паутину мистических тайн. «Salem Guest» идеально украсили бы своим присутствием вечер в старинной усадьбе музыкой, объединившей классицизм и фолк в звучании гитар, клавесина  и скрипок. «Огни» от «Majdanek Waltz» – словно черно-белый тревожный сон, в котором мир разделся застывшей рекой на два берега. Берег жизни и берег смерти, манящий к себе в беспросветной ночи мелькающими огня. Здесь мы слышим стихи Юрия Иофе, продекламированные двумя голосами, мужским и женским, на фоне простых гитарных переборов, грустящих флейт и темного эмбиента, гуляющего тревожными созвучиями где-то за спиной. Все очень просто, но в последнее время у группы особенно хорошо получается довести слушателя до мурашек и холодного пота. «Reflection Of A Higher Realm» от «Ēirikura» – тихий, почти что медитативный, уносящий и растворяющий трек с женским вокалом. Еще один дуэт участников культовых коллективов дарит нам «The Landshifters», песню-сон с интересной аранжировкой, призывно шепчущей флейтой и узнаваемым вокалом Ash из «Neutral», своими интонациями все-таки удерживающего слушателя в реальности. Далее – самая нехарактерная композиция сборника, старообрядческий духовный стих, сыгранный под аккомпанемент гуслей Дмитрием Парамоновым. Если сам жанр «неофолка» тесно связывают с Традицией во всех ее воплощениях, то вот вам идеальный пример этого жанра. Но, признаться, я к подобному творчеству дышу очень ровно, хотя не могу не отметить профессионализм и четкое понимание музыкантом культурного и исторического значения этой настоящей народной музыки. Далее – редкий пример проекта, ведомого женщиной. Мария (она же Самая Красивая Девушка Южного Федерального округа по версии Шептунова) в рамках «Umbra Luserna» играет абсолютно традиционный «нео-фолк», каким его слышат и понимают в нашей стране: упаднический романтизм Цветаевой, основанный на извечном противостоянии духовного и телесного, тема Смерти, минорные гитарные аккорды и не очень сильный, но приятный женский вокал. Неплохо. «Stillife» заходят на территории неоклассики и академического минимализма, под грустные звуки пианино напоминая, что осень навсегда стала любимым временем года для адептов «темной сцены». Настроение соответствующее – хочется лечь под плед и слушать шум дождя за окном с томиком поэзии, пропитываясь горечью абсента. «Āustras Laīwan», еще один проект Алексея Попова из «Sunset Wings», задействует тиканье часов и мелодии музыкальной шкатулки – универсальные средства, когда нужно показать неумолимый бег времени. Песня, исполненная привычным шепчущим вокалом, кстати, может похвастаться приятной душевностью. Давно молчащий «Wolfsblood» по просьбе издателей в ящике стола откопал один из неизданных треков, «Дьявол В Моей Розе». Помню, на сольных альбомах этот музыкант играл в апокалиптик и ритуализм (впрочем, уровень его работ был так себе и особенно вспоминать о них не тянет), теперь же его потянуло куда-то в декадентское кабаре. Чисто субъективно, но вокалу и текстам не помешало бы чуть-чуть больше хорошего вкуса. Начинавший когда-то на ниве «drone ambient», Денис Колодий относится к новому поколению музыкантов, на умеренный успех которых уже существенно влияет Интернет с его безграничными ресурсами по продвижению творчества. Абстрактный текст и звучание полностью воспроизводят заложенные в названии трека смыслы – точнее, их отсутствие, ведь грёзы у каждого из нас свои. «Who Love The Trees Best» волгоградского «Innerlicht» – однозначная заявка на хит. Глубокий звук, мощный бэкграунд, неожиданно прямой и динамичный ритм, оркестровки, высокий (что, опять же, тоже неожиданно) мужской вокал и эксперименты с готическим роком, эмбиентным фоном и шугейзом под конец. Просто отличный трек. Многогранная и странная «Система Безопасности» успела «взорвать» даркфолковую общественность песней «С Рождеством, Алистер Кроули» и теперь представляет ее несколько обновленный вариант. Стартуя как «типичный» образец жанра, песня постепенно пропитывается мистическим сумраком рождественской ночи, в звучание и голос также добавляются изрядные порции бесовщинки. «Хитин» – плод совсем уж неожиданного союза «Moon Far Away» и «Dvar». Светлая в своем настроении акустика и безумные подвывания, кривляния и другие неопознанные звуки, обычно населяющие работы «Dvar», сильный голос Count Ash, исполняющего странный, но очень сильный в своем эмоциональном воздействии текст про пчел…определенно, одна из лучших работ на сборнике. Наконец, «Лихолесье», культовый инструментальный проект, который часто старались соотнести с какими-то стилями: то приписывали его dungeon synth (отмечая правда, что Север, автор проекта, на голову выше всех любителей дешевых синтезаторных страшилок), то называли эмбиентом или даже “современной классикой”. Так или иначе, «Погружение» вряд ли можно отнести к теме сборника в чистом виде: здесь мы слышим атмосферный и эпический саундтрек для созерцания северных просторов, вековых гор и лесов, укутанных вечерней дымкой тумана, умытых проливным дождем и обласканных тихим пением свирели. Но эта вещь идеально вписывается своим настроением, объединившим натурфилософию, любовь к родным просторам, философский и поэтический взгляд на мир. Пусть ожидание нового альбома «Лихолесья» мягко говоря, затянулось, есть повод подождать еще: Север, несмотря на пять сольных альбомов и минимум пятнадцать лет творчества, все еще продолжает развиваться как музыкант, и каждая новая работа звучит еще сильнее и профессиональнее.

То, что «dark-folk» в нашей стране жив – это было очевидно. Но «Colours of Black» уверенно доказывает, что этот жанр в настоящее время находится еще и в отличном состоянии. Да, пусть некоторые перспективные (когда-то) новички и признанные мастера давно замолчали и не подают признаков творческой активности, мы видим и слышим здесь представителей нового поколения, готовых не только следовать канонам жанра, но и совершать смелые стилевые эксперименты. Для себя отмечу несколько треков, которые произвели особое впечатление: это «Rosarivm» (все очень традиционно, но обладает особой оккультной энергетикой, присущей «классикам» темного фолка), «Огни» (просто люблю «Majdanek Waltz»), «The Landshifters» (яркий пример как-раз «кенигсбергской» школы),  «Who Love The Trees Best» и «С Рождеством, Алистер Кроули» (оба – превосходны), а также «Хитин» и «Погружение».

Помимо содержания, «Colours Of Black: Russian Neo-Folk Special» готов похвастаться и оформлением, что немаловажно в век безликих MP3: здесь и почти что книжный переплет диджибука, и многостраничный буклет, вобравший истории из прошлого и рассказы об исполнителях. Релиз как раз для того, чтобы взять его в руки, поставить на полку и периодически возвращаться к нему, оставаясь один на один с красивой, грустной и душевной музыкой.

Tracklist:

  1. Sunset Wings – The Monochord (4:51)
  2. Splendor Solis Feat. Count Ash – Rosarivm (Special Version) (4:05)
  3. Salem Guest – The Human Abstract (3:31)
  4. Majdanek Waltz – Огни (3:34)
  5. Ēirikura – Reflection Of A Higher Realm (5:31)
  6. Jhonnie & Ash -The Landshifters (7:06)
  7. Дмитрий Парамонов – Про Иону (Духовный Стих) (3:59)
  8. Umbra Luserna – Хорони Меня, Ветер (3:39)
  9. Stillife – Autumn (4:10)
  10. Āustras Laīwan – …Of Light, Feathers, Soil And Tears (6:59)
  11. Wolfsblood – Дьявол В Моей Розе (3:11)
  12. Hands Of Dust – В Мире Грёз (6:24)
  13. Innerlicht – Who Love The Trees Best (4:15)
  14. Система Безопасности – С Рождеством, Алистер Кроули (4:06)
  15. 15. Moon Far Away & DVAR- Хитин (4:56)
  16. Лихолесье – Погружение (7:30)

 

www.shadowplay-records.com

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s