Klaus Schulze ‎– Moondawn

moondawn

Итак, на очереди – шестой, и один из самых популярных альбомов Клауса Шульце, «Moondawn», записанный за одну ночь в январе 1976 года. Альбом, надолго определивший «фирменное» звучание музыки Шульце, да что уж там, отголоски «Floating» можно услышать не только в его более поздних релизах, но в подавляющем количестве той продукции, которую позже метко назовут «электроникой берлинской школы». Помимо скорости создания, «Moondawn» запомнился тем, что здесь Клаус впервые использовал синтезатор «Moog», которому обязан своему мощному, объемному звуку (во Франции, если верить музыканту, его пластинку похвалили именно за саунд и отметили, что он очень похож на результат американского продюсирования, что в те годы для немцев с их краут-роком явно выглядело немного двусмысленной, но похвалой), активно осваивал секвенции и не позабыл пригласить «живого» ударника, чтобы придать работе оттенок рок-музыки, двери которой он тогда успешно штурмовал.

moondawn2

Итак, что скрывается за «Лунным восходом»? Приближение ночи? В самом начале «Floating» звучит молитва «The Lord’s Prayer» и звенят колокола, что в сочетании с привычным, долгим вступлением, наполненным эмбиентными вибрациями и синтезаторными эффектами, создает несколько тревожную атмосферу, которая и немного пугает темнотой наступающей ночи, и, в то же время, обещает разные удивительные вещи. Далее вступает ритм, запускаются бесконечные секвенции, обеспечивающие мощный гипно-эффект, ручки синтезаторов выворачиваются по-максимуму, и из-под клавиш в привычно-случайном порядке извлекаются путанные партии. В этой неистовой музыке есть что-то, что вызывает ассоциации не с молитвами, а с чем-то более древним, диким, вроде ритуалов наших предков, посвященных луне. Слышно, как вошедший в состояние транса музыкант неистовствует, извлекая из оборудования напряженные, вытягивающие в тонкие струны нервы звуки, как пульсирует ритм, разгоняя сердцебиение… дикая, странная, психоделическая музыка, просто страшно представить, какой эффект она производила на слушателей в 1976 году, наверное, после этого сеанса звукового гипноза отношение к року, как к чему-то прогрессивному, у многих менялось и они отдавали первенство «прогресса» футуристичной и, одновременно, архаичной музыке немецкого композитора.

moondawn3

«Mindphaser» открывается долгой эмбиентной прелюдией, пресловутой «космической музыкой», где место «космоса» занимают как раз вполне земные места, представленные тихим шумом волн, располагающим к тишине и умиротворению. И верно, этот трек тоже звучит довольно «психоделично» и хорошо исследует трансовые состояния (а заодно привлекает внимание «живыми» ударными и перкуссией), но делает это не в пример спокойнее, расслабленнее. В чем-то его звучание пересекается с треком «Mental Door» в предыдущего лонгплея «Picture Music». Хороший трек, но проблема «второй стороны пластинки» тут только начинает нарастать. Присутствующий на данном переиздании бонус «Floating Sequence» выдает себя своим названием: по сути, это синтезаторные секвенции, использованные для записи оригинала. В то время такая новаторская возможность аппаратуры казалось невероятно прогрессивной, выдавая ни на что не похожий тогда результат, и сочинять на ее основе целые треки-гиганты было актуально.

moondawn4

Многие называют этот альбом культовым, и дело здесь не только в звучании. Шульце, видимо, сказал им все, что хотел сказать в рок-музыке, и решительно двинулся дальше. «Moondawn» уносится от рок-стандартов на космической скорости и уже сейчас, спустя десятилетия, четко показывает, какое влияние эта пластинка оказала на грядущую техно и транс музыку. Честное слово, осовременить саунд «Floating» – и можно вскрывать сознание на грядущих рейвах, а «Mindphaser» многими своими моментами словно привлекает эпоху вечно актуального и вечно фонового чил-аута. Но на самом деле это музыка вне времени – оно замерло в ту январскую ночь, позволив музыкантам на миг увидеть Вечность и рассказать о ней с помощью передовой музыки.

 

Tracklist:

  1. Floating (27:13)
  2. Mindphaser (25:35)
  3. Floating Sequence (Bonus Track) (21:11)

 

www.mig-music.de

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s