Vishudha Kali ‎– Psenodakh

Psenodakh

:Vegvisir music: ‎– o:004, 2013

 

1.Rituals From Water (10:02)

2. Rituals From Air (18:06)

3. Rituals From Stones (16:32)

4. Rituals From Fire (22:54)

 

«Psenodakh», второй сольный альбом питерского oneman-проекта «Vishudha Kali» вновь увидел свет спустя десять лет – к этому важному юбилею музыка Андрея Комарова (Булина) стараниями лейбла «:Vegvisir Music:» была запечатлена на золотом диске (изначально был CD-r), с новым оформлением и инсертами, отпечатанными на полупрозрачной кальке, и представлена самой полной четырехтрековой версией, которая раньше была лимитирована в 33 экземпляра. Явив индустриальной общественности «Vishudha Kali» как нечто изначально шумовое и до боли агрессивное, на «Psenodakh» Андрей предлагает заглянуть на другую сторону проекта – он все такой же настойчивый адепт исключительно голосовых «упражнений», но, вместо болезненной эстетики «Prem Genocide», демонстрирует искреннее увлечение ведическими духовными практиками и ритуальной музыкой, обнажающей сложную суть отношений человека с окружающим миром, видимым и скрытым. В горах Кавказа, на берегу озера, давшего название альбому, он увидел и услышал то, что позже смог воплотить в студийных условиях – четыре сакральных действа, четыре комбинации первородных звуков, обнажающих саму основу всей музыки. Действа эти воплощены с помощью ведических мантр и гимнов – сейчас подобное описание у многих слушателей вызовет в памяти образы гламурных дамочек с микрособачками, проводящих свободное время в залах йоги, где им в голову впихивают «восточную философию для чайников». Реальность куда как более сурова – отдаленный от миролюбивого нью эйджа практически космическими расстояниями «Psenodakh» не раз расставит вас вздрогнуть и, в то же время, настойчиво препроводит в глубокий транс, позволяющий раскрыть для себя все значения слова «трансцендентальность». Или же заставит вас почувствовать, как вокруг водят свой хоровод демоны, шепчущие злобные заклинания, вынуждающие покинуть защитный круг, обрисованный рукотворной мандалой и светом костра («Rituals From Air»). Некоторое, кстати, до сих пор не верят, что в записи использованы лишь те звуки, которые может издать человек с помощью рта: здесь, конечно, хорошо слышно дыхание, усиливающее энергетику древних и непонятных слов, горловое…нет, не пение, просто что-то горловое, прочие утробные шумы, но при этом присутствует и дикий, первородный ритм, гипнотические пульсации ритуальной перкуссии, возраст которой измеряется не веками, а гораздо более великими временными промежутками. Трансформация ли это голоса (которым, кстати, озвучены и природные проявления, локации и живые «объекты», должным образом воссоздающие атмосферу одинокой ночевки на берегу озера) или все-таки  авторские недомолвки? Неважно, важен результат. В котором, кстати, легко  расслышать и микроскопические звуковые изыскания в духе минимализма «Aube» (ну, к этим сравнениям рецензенты прибегли сразу и потом повторялись и не раз), и, что, на мой взгляд, гораздо ближе к теме, отсылки к ранним работам Дениэля Менча, также использовавшим человеческое нутро как источник звуков. С неистовым американцем Андрея роднит и необузданность музыки, и ее яростная, всепоглощающая красота. Впрочем, это ориентиры для индустриальной «общественности» – а посвященные в мистические тайны и практики отреагируют скорее на имя Махаватары Шри Хайдакхан Бабаджи, «индийского Иисуса», мага, йога и философа, прославившегося чудесами, и на его голос, звучащий в финальном ритуале огня. Если сравнивать «вокальные» данные, исполнение мантр и владение дыханием, то сравнение будет не в пользу «Vishudha Kali»: даже если бы диск состоял из одного этого трека, его непременно стоило бы услышать, настолько он завораживающе крут. Но проделанная Андреем работа и умело реализованная концепция достойна того, чтобы о «Psenodakh» вспомнили спустя десятилетиекак о самобытной работе российского «индустриально-эзотерического» подполья, актуальной и производящей неизгладимое впечатление и по сей день.

 

http://vegvisir.info

Leave a comment